Консультация для родителей «Приобщение детей к национальной культуре в семье»
консультация
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Это необходимо для сохранения преемственности поколений. Время меняется быстро.В дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. данный материал поможет родителям в воспиттатнльном процессе дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._na_ns_portal_maot.odt | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Приобщение детей к национальной культуре в семье»
Подготовила воспитатель Кантеева В.П.
Мы живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры.
В понимании каждого человека национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
В дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодежные и т. д., по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т. д.
Народные игры . Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, пИгра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, и педагоги, и родители должны уметь использовать их ввоспитательном процессе.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка, несмотря на мобильность нашего времени.
Особое значение необходимо уделять русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.
Чтоб в наше измененное компьютерными технологиями время сохранитьнациональную культуру в семье, необходимо следующее:
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3.Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость)
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
Необходимо проводить беседы о могуществе нашей страны, её богатстве, природе.
В заключении хочется отметить, что в ходе работы по приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры особое внимание необходимо уделять знакомству дошкольников с тем, что много разных народов живет на родной земле. И все мы такие разные. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. Очень важно ценить и понимать других людей и учить этому своих воспитанников.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/07/09/konsultatsiya-dlya-vospitateley-priobshchenie-detey-k-natsionalnoy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты
Консультация для родителей. Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты...
Консультация для родителей: "Приобщение детей к народной культуре"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к народной культуре"...
Консультация для родителей "Приобщение детей к народной культуре и традициям"
В качестве основных средств воспитания этнопедагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы и т.д.Имен...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к национальной культуре в условиях детского сада»
Консультация для педагогов ДОУ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Приобщение детей к национальной культуре....
Консультация для родителей «Приобщение детей к физической культуре в семье – залог здоровья»
Главная болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди,...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к национальной культуре в условиях детского сада»
консультация для воспитателей по приобщению к национальной культуре дошкольников...