Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через музыкально-ритмические игры».
консультация

Фесенко Анастасия Александровна

Данное пособие будет интересно для родителей, воспитателей и музыкальных руководителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fesenko.docx19.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Восход»

Консультация

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через музыкально-ритмические игры».

 

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Фесенко А.А.

г. Каргат, январь  2022г.

 «В душе каждого ребенка есть

невидимые струны; если

тронуть их умелой рукой, они

красиво зазвучат».

М. Горький.

Обращенность современной системы образования к культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в дошкольном возрасте. Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как  А.В.Запорожец, Б.В.Астафьев, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С. Выгодский, Л.А. Баренбойм, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина). Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.

Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы: 

  • Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
  • Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам  танцевальной выразительности.
  • Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
  • Наличие образных музыкально-двигательных этюдов,  способствуют коррекции личности, её раскрепощению.
  • Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
  • Привлечь внимание педагогов и родителей к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.

На музыкальных занятиях, в музыкально-ритмической деятельности, ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развивается духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Основная цель включения на занятиях и в режимных моментах музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр:

1. Развитие музыкальности.    

2. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

3. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.    

4. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.

5. Развитие музыкальной памяти.

6. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

7. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через движения и литературный текст.

8. Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.
9. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.

10. Формирование правильности осанки, красивой походки.

11. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

12. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

13. Развитие способностей фантазии и импровизации.

14. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы), умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.          

Занятия музыкой и музыкально-ритмическими движениями помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Музыкально-ритмические занятия связывают хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, с различными формами творчества.

Многие игры посвящаются раскрытию у детей какой-либо эмоции. Каждый ребенок придумывает движения для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих движений, где они могут выразить свои чувства в различной форме.

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.

На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Всестороннее развитие детей осуществляется посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения, а также через развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят регулярно  в музыкальном зале, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными, развивается интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», которое проявляется в желании сообща заниматься музыкальной деятельностью, а в частности ритмическими движениями.

Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками, песенками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания попевочек используются любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

Музыкально-ритмические игры способствуют более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. На занятиях пробуждается пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях. Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Совместно с детьми придумываем способы воплощения и передачи увиденного, что  дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс музыкально-ритмических занятий приносит детям истинную радость и развивает способность к самовыражению в творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

:  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».Цель: Углубить и систематизировать знания о форм...

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...

Консультации для родителей. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТворческие способности – далеко не новый предмет иссл...

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности" подготовила муз. рук. Гонштейн Г.П.

Материал поможет правильно построить работу по развитию творческих способностей дошкольников и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности....