Рекомендации по развитию внимания у детей.
консультация (старшая группа)
Внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка. Для того чтобы ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
1. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание детей.
2. Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.
3. Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
4. Развивая внимание ребёнка, не давите и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.
5. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
6. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
7. Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.
"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.
"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде.
На первый взгляд это поучения-нравоучения, ведь взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого. То есть, ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.
Взрослый может объяснить, что такое внимательность и внимание в целом. Но не ребенок.
Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.
Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.
Вниманием детей 5-6 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания. Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.
Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если ребенку сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, он будет проговаривать вслух план выполняемых действий.
По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.
В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.
Подталкивайте на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.
Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.
Трудно переоценить роль игры в развитии детей. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.
Существует большое количество интересных игр, развивающих детских книг и тетрадей, статей в журналах и социальных сетях, где можно подобрать материал, способствующий развитию внимания. Для этого достаточно лишь написать в поисковике: «Игры для развития внимания детей 3-7 лет».
Вот некоторые из них:
1. Игра на развитие наблюдательности.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и найти на ней, например, все цветочки. А чтобы удобнее было искать, сердцевинки можно раскрасить.
Тут же можно посчитать бабочек, которые спрятались между цветами и так и просятся быть раскрашенными. А на соседней картинке можно поискать домашних животных, которые прячутся друг за друга.
А еще обратить внимание на то, что там есть и птицы.
Подобные картинки можно сделать самостоятельно, а еще лучше – вместе с ребенком, чтобы он не просто пытался по отдельным элементам определить, кто есть на картинке, но и сам четко представлял, как получается такая путаница.
2. Игра на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.
Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть пару похожих картинок и найти на них отличия. А чтобы отличия не повторились, их можно раскрасить.
Количество отличий, предлагаемых на данных картинках зависит в первую очередь от возраста ребенка.
3. Игра на развитие объема внимания.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем убирает ее. После этого он задает ребенку вопросы по сюжету картинки:
1. Расскажи, что нарисовано на картинке?
2. Кто спит в кроватке?
3. Что находится под кроваткой?
4. Какое одеяло у мышонка?
5. Что видно за окошком?
6. Какое время су ток нарисовано на картинке? Как ты догадался?
Конечно, задаваемые вопросы так же зависят в первую очередь от возраста ребенка, его общей осведомленности и предлагаемой ребенку картинки.
7. Игра на развитие концентрации внимания.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем предлагает поискать:
- все предметы, которые имеют круглую форму;
- все предметы, которые имеют квадратную форму;
- все предметы, которые имеют треугольную форму;
- все предметы, которые имеют прямоугольную форму.
Для удобства нахождения предметов заданной формы, их так же можно раскрашивать в процессе выполнения задания.
5. Игра на развитие слухового внимания.
Взрослый подбирает несколько игрушек, которые могут издавать звуки: звон, шум, мелодию, шорох и т. п. Спрятав игрушки за ширму или за спину, предлагает ребенку послушать как «звучит» игрушка. После этого задает вопросы:
1. На что похож звук?
2. С чем его можно сравнить?
3. Какая именно игрушка так «звучит»?
4. Что еще в нашей жизни может так «звучать»?
В качестве «звучащего» предмета не обязательно брать игрушки, можно использовать все, что только позволит фантазия взрослого, начиная от полиэтиленовых пакетов и заканчивая крупой, насыпанной в банку.
6. Игра на развитие внимательности и наблюдательности.
Взрослый во время любого действия: во время игры, во время прогулки, во время посещения магазина и т. п. предлагает ребенку остановить свои действия и, закрыв глаза:
- описать все то, что находится за спиной ребенка в этот момент;
- вспомнить, во что он одет и какого цвета его одежда;
- описать тот предмет, который только что «прозвучал»;
- описать, во что был одет воспитатель в группе, на прогулке и т. п.
Конечно, данные игры не будут для взрослого единственно верным способом решения проблемы по развитию внимания ребенка. Не следует забывать о том, что все, что окружает ребенка может и должно способствовать развитию его внимания. Залог этого развития – желание и фантазия взрослых, окружающих ребенка. Здорово, если ребенок с помощью взрослого поймет это уже в детстве.
Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.
Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов, также серия игр по развитию произвольного внимания у детей-дошкольников...
Методические рекомендации к организации работы по развитию внимания у детей с нарушениями интеллекта.
Консультация для воспитателей....
Методические рекомендации для родителей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка...
Рекомендации для родителей: "Развитие внимания у детей 3-4 лет".
Развитие внимания у детей 3-4 лет...
Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного
рекомендации пол развитию внимания у дошкольников...
Рекомендации для родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста...
Общие рекомендации для родителей по развитию внимания, для детей с ОВЗ младшего и среднего возраста.
Работая воспитателями, в средней группе для детей с ОВЗ, мы заметили, что родителям порой не хватает ясных и четких рекомендаций по организации и содержанию занятий с детьми за пределами ДОУ. Мн...