Консультация для родителей "Почему с детьми надо проводить пальчиковые игры?"
консультация (старшая группа)

Развитие речи детей - одна из главных задач. Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeleyno1.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Почему с детьми надо проводить пальчиковые игры?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать еѐ темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребѐнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной

. Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берѐт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребѐнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребѐнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребѐнок начнѐт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трѐх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернѐте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

 Взрослый сначала показывает игру малышу сам;

  Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребѐнка;

  Взрослый и ребѐнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

 Ребѐнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

 Ребѐнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тѐплой воде или растерев ладони.

  Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

  Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребѐнка.

  Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

 Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребѐнка, щекотать, гладить и др.

 Используйте максимально выразительную мимику.

 Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

 Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

  Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребѐнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нѐм. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своѐм роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры"

Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев...

Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»“

laquo;Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»  Каждый родитель хочет, чтобы умелые пальчики его ребёнка хорошо держали карандаш, рисовали, строили из конструктора. Е...

Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?

laquo;Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»...

Консультация для родителей: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнас...

Консультация для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» (Август 2023 год)

Всем известна необходимость развития мелкой моторики рук у детей, её взаимосвязи с речью. Мелкая моторика – это работа мелких мышц кистей рук. Моторные центры развития речи в коре головного мозг...

Консультация для родителей «Для чего с детьми надо проводить ручевые пальчиковые игры?»

Каждый родитель хочет, чтобы умелые пальчики его ребёнка хорошо держали карандаш, рисовали, строили из конструктора.Если постоянно тренировать пальчики ребёнка, это будет значительно повышать работосп...