Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»
консультация (средняя группа)
Консултация для родителей о развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Теремок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»
Ямолкина Зоя Николаевна,
воспитатель средней группы
квалификационная категория: первая
стаж: 26 лет
МДОУ д/с №4 «Теремок»
г. Козьмодемьянск
г. Козьмодемьянск
2021
Цель: пополнение знания родителей о значении театрализованной деятельности для развития речи ребенка, возрождение домашнего театра.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной
из актуальных проблем на сегодняшний день.
Что же такое речь? Речь — это важнейшая психическая функция
человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Нарушение речевого развития детей рассматривается прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры - драматизации;
- игры - представления ( спектакли );
- плоскостные и теневые театры.
Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.
В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее
На что направлена театрализованная деятельность?
- на развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; на развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
- на развитие фантазии;
- на формирование волевых качеств;
- на развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка.
Театрализованная игра
- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формирует диалогическую, эмоционально насыщенную, выразительную речь.
Речь ребенка и различные виды театра
Пальчиковый театр:
- способствует развитию речи, внимания, памяти;
- формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр картинок и фланелеграф:
- развивают творческие способности,
- содействуют эстетическому воспитанию,
- развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Вязаный театр:
- развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую координацию;
- формирует творческие способности, артистизм;
- обогащает пассивный и активный словарь
Конусный, настольный театр:
- помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью;
- побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр – топотушки:
- помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; Знакомит с народным творчеством;
- обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке:
- оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
- помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя ( свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!
Игра – драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельости. Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра - драматизация. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.
Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Литература:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина.- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 156 с.
- Кофман Н. С. Приобщение дошкольников к театрально- игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Н.С. Кофман. – М.: Просвещение, 2013. - 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-607317-1458138249.jpg)
Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками...
Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208239-1361378461.jpg)
Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" (из опыта работы)
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со с...
Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Консультация для родителей по театрализации...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-770650-1488033121.jpg)
Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...