Консультация для родителей старших дошкольников «Игры для развития предметного словаря у детей»
консультация (старшая группа)
В современном мире мы часто сталкиваемся с неправильной речью дошкольников. Многие дети часто не произносят звуки, как бы «глотают» их, что становится большой проблемой для самого ребёнка, так и для взрослого, которому сложно воспринять такую речь дошкольника. Многим родителям приходится прибегать к дополнительной помощи – логопеда
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Консультация для родителей старших дошкольников
«Игры для развития предметного словаря у детей»
Составила:
воспитатель первой квалификационной категории
Сулимина Ольга Андреевна
2022 г.
В современном мире мы часто сталкиваемся с неправильной речью дошкольников. Многие дети часто не произносят звуки, как бы «глотают» их, что становится большой проблемой для самого ребёнка, так и для взрослого, которому сложно воспринять такую речь дошкольника. Многим родителям приходится прибегать к дополнительной помощи – логопеда.
Чтобы родителям было легче справиться, предлагаю несколько игр, которые можно использовать в домашних условиях по обогащению словаря ребёнка. Для начала вспомним части речи.
Существительные - предметы, их части, люди, животные, природные и другие явления.
Игра «Кто я, кто ты?»
Предложите ребёнку послушать о том, кто вы: ребёнку – мама, папа, в семье – муж или жена, своим родителям – дочь или сын, на работе – сотрудник (назовите свою профессию или должность), в доме – сосед, в транспорте – пассажир и т. д. Это поможет ребёнку запомнить новые слова, осознать понятия и родственные связи, многогранность человеческой деятельности. Затем предложите ребёнку так же рассказать о себе, о других членах семьи.
Игра «Части и целое»
Предложите ребёнку назвать части одного предмета, например: стул – сиденье, спинка, ножки, перекладина; свитер – спинка, полочка, рукава, манжеты, воротник, шов, резинка, ковёр – края, середина, уголки, узор и т. д. Предложите ребёнку отгадать задуманное вами слово. Вы называете части предмета, причём самые характерные поставьте в конец «загадки», чтобы дать возможность подумать. Например, при рассматривании одежды можно сказать так: полочки, спинка, воротник, рукава (это может быть рубашка, пиджак, платье, куртка, свитер...), карманы, молния, капюшон (пиджак, платье и свитер уже исключаются).
Затем предложите ребёнку загадать вам такую загадку о других предметах или явлениях. Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Дом», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Времена года» и т.д.
Игра «Кому что нужно»
Эта игра не только развивает словарь дошкольника, но и помогает уточнять связи между предметами и явлениями. Например, по теме «Животные» взрослый может перечислять виды корма, а ребёнок называет животное, которое этот корм ест. Или взрослый называет жилище (птичник, коровник, конюшня, логово, дупло, берлога, гнездо…), а ребёнок говорит, кто может в нём жить (конюшня – конь, лошадь, жеребёнок).
Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Профессии», «Транспорт». Целый ряд игр можно провести на словоизменение и словообразование.
Игра «Составь слово»
(словообразование)
Предложите ребёнку из двух слов составить одно: Мясо рубит – мясорубка, пыль сосёт – пылесос, сам катится – самокат… (самолёт, вездеход, бетономешалка, водовоз, бензоколонка, пароход, электровоз).
Игра «Слова – родственники»
Прочитайте стихотворение и предложите ребёнку добавить слова-родственники к слову «дом».
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил …ДОМ.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал …ДОМИК.
Самый маленький гномишко
Под цветком сложил …ДОМИШКО.
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой …ДОМИЩЕ.
Был он стар и был он сед
И большой был …ДОМОСЕД.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома …ДОМОВОЙ.
Он калину, зверобой –
Всё из леса нёс …ДОМОЙ.
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда …ДОМА,
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот …ДОМ.
Так же можно подбирать однокоренные слова к словам «лес», «сад», «стол», «земля», «вода» …
Игра: «Собери семью»
Эта игра позволит расширить представления о животных и птицах, ребёнок освоит основные правила образования названий детёнышей при помощи суффиксов.
Обратите внимание ребёнка, что «котик» - это ласковое слово, а детёныш кошки – «котёнок». Конь – лошадь – жеребёнок. Кабан – свинья - поросёнок. Пёс – собака - щенок. Петух – курица - цыплёнок. Лось – лосиха – лосёнок… Волк – волчица – волчонок.
Игра «Большой – маленький»
Часто дети с проблемами в речевом развитии затрудняются в использовании разных грамматических форм существительных. Эта игра поможет исправить этот недостаток. Старайтесь для одной игры сначала подбирать слова, где уменьшительно-ласкательная форма образовывается при помощи одного суффикса. Например, -ик-: рот – ротик, кот- котик, нос – носик, глаз – глазик… или с суффиксом -чик-:
Ключ – ключик, заяц – зайчик, палец – пальчик…
Дошкольники наиболее легко воспринимают стихи из-за их ритма и рифмы. Для развития словарного запаса можно предлагать игры- добавлялки.
«Загадки – добавлялки»
Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление.
«Мебель»
Если ты захочешь спать, дома ждет тебя … (кровать).
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).
С пирогами чай попьём за обеденным … (столом).
Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).
Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).
У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).
Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).
Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).
«Продукты питания»
Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).
Лёша и Маша едят манную …(кашу).
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).
Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).
Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).
Петушок с ладошки ест зёрнышки и …(крошки).
«Наведи порядок»
Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.
Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.
Поленья полыхают в …РЕЧКЕ.
Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ
И поём мы хором …ЛЕСЕНКУ.
На пляже тёпленький …ЛЕСОК.
Вдали – берёзовый …ПЕСОК.
Далеко идти мне …ПЕНЬ,
Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.
Собирают сено …ПИЛАМИ.
А деревья пилят …ВИЛАМИ.
Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК
Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.
Крикнул Коля: - …БАБОЧКА!
Смотри, летает …ПАПОЧКА.
Полил я куст водой из …ПОЧКИ,
Чтоб раньше распустились … БОЧКИ.
Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).
И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).
Всей семьёй идут гулять ночью вдоль дорожек
ёж – отец, ежиха – мать и ребёнок …(ёжик).
С неба падают зимою и кружатся над землёю мягкие пушинки, белые …(снежинки).
Улитка ползёт по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он … (жираф).
Когда ребёнок будет хорошо справляться с подобными заданиями, то вы можете ему предложить составлять рассказы с введёнными в речь словами.
«Рассказы – шутки»
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, а затем придумать свою историю.
- Шуточный рассказ «Голова».
«Жила – поживала голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своём троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».
2. «Сказка о чайнике».
Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили. Можно составлять подобные рассказы об автомобиле, пылесосе, шкафе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...
Консультация для родителей "Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей"
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Народные песенки, частушуи, пестушуи, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматиче...
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...
Консультация для родителей старших дошкольников «Игра - не просто развлечение»
Игра не просто развлечение для детей, игра — неотъемлемая слагаемая настоящего детства, в ней отражаются важные моменты развития детской психики....
Консультация для родителей и воспитателей "ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ" 4.04.2021
Консультация для родителей и воспитателей "Игры для развития словаря" 4 .04.21 г...
Консультация-тренинг для родителей старших дошкольников «Играем с детьми дома»
Целью игровой деятельности является осуществление взятой на себя роли. В то же время удержание себя в рамках роли согласно правилам игры, вопреки желанию перейти на более привлекательную роль, формиру...
Консультация-тренинг для родителей старших дошкольников «Играем с детьми дома»
Целью игровой деятельности является осуществление взятой на себя роли. В то же время удержание себя в рамках роли согласно правилам игры, вопреки желанию перейти на более привлекательную роль, формиру...