Выступление на родительском собрании «Задачи музыкального воспитания в детском саду»
материал

Батурина Наталья Александровна

Выступление на родительском собрании

«Задачи музыкального воспитания в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_muzykalnogo_vospitaniya.docx29.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Задачи музыкального воспитания в детском саду»

Место проведения: МБДОУ детский сад №10

Ответственные

Старш. воспитатель: Малина О.Л.

Музыкальный руководитель: Батурина Н.А.

Воспитатель:  Маркова Ж.Н.

Группа: подготовительная  группа

Время проведения: 17ч. 30 мин.

Количество родителей: 18 человек

Форма проведения: рассказ, беседа

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Ход мероприятия

Основными задачами музыкального воспитания являются:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. 

        Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста. 

        Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

        Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно припевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

        Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. 

        Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. 

        Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

        Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.  Музыка открывает перед ребёнком безграничный мир ощущений, переживаний, позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями. Родители много могут сделать в развитии у ребёнка интереса к музыке. 

        Дома выделяется специальное место, устраивается своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его необходимо соответствующей мебелью и пособиями. 

        В первую очередь должны быть музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учётом возраста детей. Инструменты, с которыми дети знакомятся на разных возрастных ступенях, различны. 

        В раннем возрасте - это музыкальные игрушки, ярко и красиво оформленные, изображающие животных и птиц. Позднее дети знакомятся с уже более сложными по устройству и звучанию инструментами. 

        Это цитры, металлофоны, саксофоны, пианино, балалайки и т.д. Очень важно, чтобы дети, знакомясь с инструментами в детском саду, закрепляли приобретённые навыки дома. Разумеется, не обязательно дома иметь абсолютно все инструменты, используемые в детском саду. Но наиболее доступные из них (металлофон, барабан и некоторые другие) обычно имеются во многих семьях. Необходимо, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. 

        Музыкальные игры, пособия, причём некоторые из них - самоделки. Здесь же отдельные атрибуты, элементы костюмов. 

        Проигрыватель и небольшой набор грампластинок с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыки для слушания, музыкальных сказок, инсценировок. Магнитофон с аудиокассетами, видеомагнитофон с мультфильмами и детскими фильмами. В этом случае родители смогут удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт». Звук и изображение должны быть качественными. Разместить детей надо так, чтобы всем было достаточно хорошо видно и слышно. Необходимо помнить о том, что излишняя нагрузка действует на организм ребёнка отрицательно, поэтому дошкольникам следует проводить у экрана телевизоров не более 20 минут в день. Посторонние шумы и разговоры не должны отвлекать детей. По ходу можно давать необходимые пояснения. 

        Диафильм углубляет и расширяет представление детей об окружающем, способствует накоплению интересных впечатлений. Показ диафильмов хорошо сочетать с музыкальным сопровождением. 
        Музыка усиливает впечатление оттого, что дети видят на экране, помогает восприятию содержания. 

Дома ребёнок получает обилие музыкальных впечатлений по радио, телевидению, в кино, в театре, слушая магнитофонные записи и пластинки. Важно, чтобы ребёнок не перегружался музыкальными впечатлениями. 

        Родителям нужно делать строгий отбор музыкальных произведений, доступных для детского восприятия. Следует предоставлять малышам возможность больше слушать детские музыкальные передачи. Перед слушанием ребёнку нужно рассказать о содержании передачи и предложить потом пересказать содержание прослушанного произведения. 

Влияние музыки на физическое развитие детей

        Музыка положительно влияет на ребенка и до рождения, и в последующий период. Музыка успокаивает ребенка, помогает физическому и умственному развитию. Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы матери пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные песни. Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными, и им есть что порекомендовать родителям.

        Ученые, занимающиеся научными исследованиями о влиянии музыки на физическое развитие детей, считают, что прослушивание Моцарта способствует развитию умственной деятельности детей. Ученые называют это явление "эффектом Моцарта". Чтобы ощутить благотворное влияние музыки на ребенка, врачи часто советуют матерям слушать чаще лирическую музыку (особенно классическую). Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка.

Влияние музыки на детей более старшего возраста.

        Давно замечено, что дети хорошо засыпают под колыбельные песни или чтение книги. Звуки, особенно те, которые мелодичны, успокаивают и усыпляют детей. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А детям школьного возраста помогает быстрее изучать иностранные языки. Ведь известно, что даже маленькие дети легко запоминают песни на  другом языке, даже не зная смысла слов. Но это их первый шаг на пути изучения этого языка. Дети намного более легко запоминают и воспроизводят песни, а не отдельные слова и тексты. Так как петь детям легче, чем говорить, музыка считается эффективным средством лечения заикания у детей. Музыка помогает улучшить речь, и то, что дети не могут сказать, легко могут спеть.

Музыкальная терапия.

        По словам исследователей из США, целительная сила музыки нужна для нормализации артериального давления, помогает активировать деятельность мозга и укрепляет иммунную систему. Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Поэтому многие делают зарядку под бравурную музыку. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. Если ваш ребенок засыпает и просыпается с музыкой, он будет намного более счастливым и здоровым.

        Однако, вместо того, чтобы слушать музыку, гораздо полезнее петь самому. Австралийские врачи даже практикуют в лечебных целях сеансы пения. Достаточно напевать самую простую мелодию, чтобы вы почувствовали себя лучше. Поэтому занятия пением или музыкой очень полезны для физического развития детей. Она учит любви к жизни. Поэтому дети, которые увлечены музыкой, становятся более образованными, внимательными, честными в своих отношениях с другими людьми, излучают спокойствие и позитивное настроение. "Музыкальные" дети развиваются в интеллектуальном развитии быстрее, чем их сверстники. Музыка развивает творческие способности детей, эстетику, культуру поведения, помогает строить доверительные отношения и заводить новых друзей.

        Музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства. Музыка закодирована в звуках природы - шум волн и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, шелест дождя и так далее. Поэтому чаще бывайте за городом, на природе. Найдите именно ту музыку, которая больше всего нравится вашему ребенку, и старайтесь слушать ее как можно чаще.

Музыка в жизни ребенка

        Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, – является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это – фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического и нравственного воспитания и образования.

        Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

        Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую эмоциональный отклик, взволнованность, стремление усталость.

        Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней (термин Д.Б.Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности.

        В процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребенка. Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дети отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра, чувствуют и узнают плавный характер вальса и оживленный – польки. В репертуаре детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию.

        Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские или литовские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.

        Особенность детской исполнительской деятельности заключается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей. К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движения под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. В условиях коллективного исполнения всегда можно предложить детям задания, разные по степени сложности. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

        Музыкальные занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Исполняются произведения различного настроения, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. При движении детского коллектива во время игры или других занятий каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.

        Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоциональна. Вместе с тем она активизирует умственное развитие ребенка. В музыковедческой литературе можно встретить термин «музыкальное мышление». Этот термин подчеркивает осознанный характер музыкального переживания и специфику умственных процессов.

        В современной психологии дошкольника отмечены три формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Эти формы мышления проявляются в любой практической деятельности ребенка, в том числе и музыкальной. Обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Музыкальное воспитание – один из путей нравственно-эстетического, умственного и физического совершенствования.

Как помочь ребенку освоить музыкальный инструмент

        Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

        Игре на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделяется особое внимание, т.к. именно детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребёнка, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка, его музыкальные впечатления, способствует творческой активности детей.

        В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

        Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У наших детей улучшается качество пения (чаще поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).

        Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

        Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

        Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах стараемся проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараемся применять разнообразные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки.

        Первоначальная задача обучения игре на инструментах - это развитие чувства ритма. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозят развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего ...

Доклад-выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация к детском саду.»

один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. ...

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

      Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвыча...

Консультация для родителей " Задачи музыкального воспитания в детском саду".

Задачи музыкального воспитания в детском саду.      Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в м...

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развит...

Выступление на родительском собрании на тему: «Организация деятельности детского сада»

Выступление на общем родительском собрании на тему: «Организация деятельности детского сада»....

Выступление на родительском собрании "Адаптация ребёнка к условиям детского сада"

Выступление на родительском собрании "Адаптация ребёнка к условиям детского сада"...