Памятка для родителей "Как развить память ребенка"
статья (старшая, подготовительная группа)

Качаева Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как развить внимательность у ребенка: 5 упражнений

Один из наиболее частых запросов в моей практике от родителей – это жалобы на невнимательность своего ребенка. Которая может проявляться, на самом деле, в очень разных формах. Например, родители дошкольников часто жалуются на то, что ребенок не может усидеть на месте; что ребенку сложно заниматься каким-то видом деятельности какое-то длительное время; что он хватает игрушки, потом сразу же их бросает. Даже новые игрушки не вызывают у него надолго какого-то интереса и желания ими заниматься. Это же может проявляться и в каких-то социальных контактах. Только начнет какую-то игру с одним ребенком, сразу же перебегает в другую группу детей. Там немножечко поиграет, потом опять возвращается к следующему. То есть, этот ребенок – такой непоседа… и сказку он не может дослушать, как правило, до конца. Он не может что-нибудь, там, долго сидеть рисовать, играть. Это может обусловлено быть как и особенностями нервной системы и темпераментом, так и сложностями, которые у ребенка могут быть в сфере внимания.

Или наоборот: бывают такие ситуации, когда ребенок очень сильно концентрируется на каком-то занятии, и родителям стоит просто неимоверных усилий для того, чтобы переключить его с одного вида деятельности на другую. Как правило, любая попытка родителей заставить, например, ребенка пойти погулять и оставить его текущее дело – вызывает у ребенка такой дикий протест  с истерикой, с нежеланием бросать то, чем он сейчас занимается. Даже, если родители до этого неоднократно его предупреждали о том, что скоро необходимо будет собираться на улицу. Как правило, эта сложность может быть, как раз, тоже связана с проблемами в области внимания.

Что касается более старших детей, то там мы часто можем слышать жалобы учителей на то, что ребенок очень рассеянно ведет себя на уроках. На то, что он плохо запоминает новый материал; на то, что он постоянно отвлекается на какие-то посторонние дела и не доводит начатое до конца. Такие детки склонны часто где-то забывать свои вещи, терять их. И взрослому, порой, приходится неоднократно обращаться к ребенку и повторять одну и ту же просьбу тоже по несколько раз, чтобы добиться того, чтобы ребенок услышал и обратил на них внимание. А, учитывая то, что внимание является важнейшим познавательным процессом, от которого во многом зависит успешность, например, учебной деятельности или даже наша социальная адаптация в мире — родителям все-таки необходимо уделять особое значение тому, чтобы развивать внимание ребенка уже с самого рождения.

Я хочу с вами поделиться очень простыми, но очень эффективными упражнениями, которые помогут вам сделать вашего ребенка более внимательным в домашних, так сказать, условиях.

Важно только помнить о том, что любой результат положительный достигается только путем систематических занятий. Поэтому, если вы хотя бы найдете минут десять-пятнадцать в день для того, чтобы играть и выполнять эти упражнения с вашими детьми, то положительный результат не заставит себя долго ждать.

Упражнение «Стоп»

Для дошкольников подойдет больше игровая форма занятий. И первое упражнение, с которым я хочу вас познакомить называется «Стоп». Что необходимо сделать? Значит, взрослый задает какой-то сигнал ребенку.  Это может быть, например, хлопок в ладоши, по которому ребенок должен остановиться и выполнить какое-то действие. Например, один хлопок – ребенок должен подпрыгнуть, а на два хлопка – ребенок должен присесть.

Затем, мы усложняем эту задачу и немножечко запутываем ребенка: если раньше на один хлопок – подпрыгивал, то теперь мы ставим задачу, чтобы на один хлопок он присел, а на два хлопка – он, наоборот, подпрыгнул. Если ребенок справляется и с этим уровнем сложности задачи, тогда мы переходим еще на один уровень сложности и добавляем какие-то новые элементы. Например, на три хлопка ребенок должен, там, покрутиться вокруг своей оси, на четыре хлопка – он должен лечь на пол и т.д. То есть, чем больше элементов мы вводим, тем больше ребенку приходится концентрироваться и оставаться внимательным для того, чтобы правильно справляться с поставленной перед ним задачей. Это упражнение помогает развивать практически все свойства внимания: и его объем, и концентрацию, и устойчивость, и переключаемость.

Упражнение «Что изменилось»

Второе упражнение называется «Что изменилось». Я думаю, что многим из вас оно знакомо и, возможно, вы в него даже уже играете со своими детьми. Просто, возможно, не задумывались над тем, что оно влияет хорошо на развитие внимательности ребенка. Что необходимо сделать? Нужно разложить перед ребенком десять каких-то предметов. И предложить ребенку, чтобы он запомнил эти предметы и как они лежат. После того, как ребенок запомнил – мы предлагаем ребенку отвернуться, либо закрыть глазки и в этот момент взрослый должен либо поменять эти предметы местами, либо какой-то предмет вообще убрать, либо его как-то по-другому расположить на столе. После того, как изменения произведены – мы просим ребенка открыть глазки, внимательно посмотреть и назвать: что же изменилось.

Аналог этого упражнения, но он уже связан с рисунком, заключается в том, что взрослый рисует какой-то рисунок, который ребенок должен запомнить тоже. Запомнить, причем, не только что нарисовано, но и, например, какими цветами это нарисовано. Как те или иные элементы рисунка расположены на бумаге. И потом взрослый свой рисунок переворачивает, и ребенок должен по памяти воспроизвести такой же рисунок на своем листике бумаги. Но, конечно, не важно, чтобы он, там, совсем-совсем одинаково нарисовал такой же цветочек, как и вы, или домик. Главное, чтобы он запомнил непосредственно: что конкретно было нарисовано, как это размещается в пространстве и какие цвета вы использовали. Это упражнение помогает хорошо развивать пространственное мышление ребенка и объем внимания.

Упражнение «Вычеркни лишнее»

Еще одно хорошее упражнение, которое можно использовать называется «Вычеркни лишнее» или во взрослом варианте оно часто встречается как «Корректурная проба». В чем оно заключается? Вам необходимо распечатать какой-то бланк с какими-то либо символами, либо с печатным текстом и дать задание ребенку: в каждой строчке этого текста или в каждой строчке этих символов вычеркивать какой-то определенный знак или букву. Ну, например, в первой строчке ребенок должен вычеркивать все буквы «а». Во второй строчке ребенок должен вычеркивать все буквы «о», в третьей строчке он должен вычеркивать, например, все запятые. Это упражнение — оно на концентрацию внимания, на его устойчивость, оно хорошо развивает способность переключать внимание. Потому что, когда ребенок вычеркивает только в одной строчке – он настраивается на одну букву, потом ему нужно переключаться для того, чтобы вычеркивать другую… В общем, это классно работаем на умение переключать внимание.

Упражнение «Полоса препятствий»

Упражнение номер четыре – «Полоса препятствий». Как правило, дети очень любят различные игры и упражнения, связанные с двигательной какой-то активностью. Это упражнение оно классное тем, что вы можете в него играть как дома, так и на улице. Возможно, даже на улице, за счет большего пространства, выполнять это упражнение будет эффективнее. Что вам необходимо сделать? Вам необходимо придумать какую-то полосу препятствий, которую должен ребенок преодолевать, соблюдая какие-то правила. Ну, например, что-то нужно перепрыгнуть, через что-то нужно перелезть, через что-то нужно переползти… И вы даете ребенку команду, соблюдая определенные правила, проходить эту полосу препятствий. Чем больше препятствий, чем больше правил, тем больше у ребенка необходимости сконцентрироваться на поставленной задаче, удерживать в голове все эти правила для того, чтобы их выполнить их корректно. Мало того, что эта игра просто нравится детям. Она, как правило, такая веселая и носит соревновательный дух немножко, потому что можно включать в эту игру не только одного ребенка, но и его, там, сверстников, братьев или сестер. Эта игра, конечно же, помогает тоже в нашей основной задаче: развивать концентрацию внимания ребенка, его устойчивость и умение переключаться с одной задачи на другую.

Для детей более старшего возраста, можно немножечко усложнять задание и давать упражнения посложнее. Например, можно использовать знаменитые таблички Шульте, которые вы можете найти в Интернете, которые были разработаны, как раз, для развития устойчивости и концентрации внимания. В чем там суть? В том, что мы предлагаем ребенку найти в определенном порядке те цифры, которые расположены в этой табличке. Например, в начале мы ему предлагаем найти цифры от 1 до 25. Вот. В следующем задании мы ему предлагаем найти цифры наоборот: от 25 до 1. Таким образом, чтобы ребенок учился переключать внимание с одной деятельности на другую.

Упражнение «Читаю и считаю»

Упражнение номер пять называется «Читаю и считаю». Это когда мы просим ребенка одновременно читать какой-то текст и параллельно считать количество слов в предложении. При этом для детей помладше можно использовать, как опору, пальцы рук. Чтобы они, там, загибали пальчики, когда читали текст. Но для детей постарше, конечно, уже пальцы рук использовать не надо. И нужно, чтобы они этот счет слов вели в уме.

И разновидность еще этого упражнения – может быть упражнение, когда мы просим ребенка посчитать вслух, например, от 1 до 20, но при этом — записывать цифры в обратном порядке. То есть, ребенок говорит: «Один», а пишет 20; говорит: «Два», а пишет 19; говорит: «Три» — пишет 17. Такие упражнения помогают детям лучше концентрировать свое внимание, не смотря ни на какие отвлекающие факторы.

Можно еще просить ребенка, например, рассказать стих или спеть песенку, а в это время пытаться его специально отвлекать, строить рожицы, что-то ему параллельно рассказывать, главное, там, не щекотать не прикасаться к телу. Именно словесные способы какие-то использовать для того, чтобы он сбился. И чем лучше у ребенка получается, не смотря на все ваши попытки его сбить рассказать этот стих или сказку, тем у него лучшая концентрация и устойчивость внимания.

Итог:

А еще вам могут помочь развить внимание у детей такие настольные игры, которые все мы знаем еще с детства. Например, такие как Лото, как игра Дабл, как игра Уно. Если мы говорим еще о спортивной какой-то деятельности, то любые игры, где ребенку необходимо сконцентрироваться перед тем как, например, попасть в цель – тоже способствуют развития внимания. Что это за игры? Это и баскетбол, и дартс, например. Это стрельба в тире. Там для того, чтобы справиться с поставленной задачей – ребенку нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным.

Не бойтесь экспериментировать. Не заставляйте своих детей играть в те игры, которые им не нравятся. Опирайтесь на интересы своего ребенка. Поощряйте те усилия, которые он прикладывает, радуйтесь его маленьким успехам. И помните еще о том, что важно регулярность занятий. То есть, хотя бы 5-10 минут в день для того, чтобы добиться какого-то положительного результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Как развить память, внимание и мышление ребенка"

Уважаемые родители! В начале нашей беседы мне хочется задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?...

Можно ли развить память ребенка?

От чего зависят особенности к запоминанию?...

«Как развить память ребенка» Как улучшить память?

«Как развить память ребенка»Как улучшить память?...

Памятка для родителей "Развиваем память ребенка"

Памятка для родителей "Развиваем память ребенка"...

Как развить память ребенка

Как развить память ребенка...

КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ РЕБЕНКА?

Ребенку совсем не обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память - верный помощник в жизни.  Но вряд ли ребенок сумеет хорошо усвоить что-либо, если он не может удержать в памя...

Памятка для родителей и педагогов "Как развить память у ребенка с помощью кинезиологических упражнений!"

Читайте эту статью и вы узнаете, как развить внимание и память у ребенка при помощи кинезиологических упражнений, чтобы учиться в школе было легко и в радость....