Консультация для родителей "Экспериментальная деятельность дома"
консультация

Ирешева Татьяна Николаевна

 Рекомендации заинтересованным родителям которые могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты и эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_eksperiment.odt43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Улыбка»

                    Консультация для родителей

«Экспериментальная деятельность дома»

                                                                                    Составила: Т. Н. Ирешева

       

           

                    https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s82f74cde0f701cc5/image/i1c6a23911bc346cc/version/1519554700/image.jpg

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они очень разные – голубоглазые и кареглазые, с длинными и короткими волосами, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на юге, другие – на севере.

Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям! («Откуда приходит дождь?», «Почему в дырках ничего нет?», Откуда берется снег?» и т.д.)

Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет) и т.д. Но опасность такой «самодеятельности» в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально-организуемый взрослым, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок говорит: «Я не умею, я не могу». Причем, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач – создать необходимые условия, чтобы поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.

В результате экспериментирования дети учатся: выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; предлагать возможные решения; проверять эти возможные решения, исходя из данных; делать выводы в соответствии с результатами проверки, делать обобщения.

  Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мираОчень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.

Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

  Поэтому в нашей группе сформирован уголок экспериментирования (различные природные материалы, разнообразные сосуды, медицинские материалы и т.д.). Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.

 Нужно занимать позицию старшего друга, помогая в проведении опыта, дать совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляя экспериментальные действия, если это необходимо. То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой

стремление удивлять самому. А значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.

  Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Рекомендуем вам проводить несложные опыты и эксперименты дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. (Например, ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ).

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

   Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Н-р, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Главные правила, которые необходимо соблюдать во время экспериментирования:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

 При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Несколько несложных опытов.

1. Спрятанная картина.

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

2. Мыльные пузыри.

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

3. Что плавает а, что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

4. Куда исчезли сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

5. Какого цвета вода?

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

6. Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы: вода, ткань, губка, емкость.

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

7. Волшебные цвета.

 В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина («пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.  

8. Вулкан.

Добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!).

9. Магма.

  Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.

-  Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.

- Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.

- Вставьте конус в пробирку.

- Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

10. Выращивание кристаллов.

 Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

11.Волшебное послание.

 Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

- Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.

- Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

12. Всплывет или утонет?

Материал: 2 яйца, сваренное вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.

- Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет. В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности. Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

 С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты.

   Н-р, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

    Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук.

   Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).

 Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

   Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

                                                Литература и интернет-ресурсы

1.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2003.

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2002.-192 с.

3.Экспериментальная деятельность дошкольников. /Под ред. Л.Н.Прохоровой.М.: 2010

4.http://steshka.ru/domashnue-nauchnue-eksperimenty-i-opyty-dlya-detej-s-vodoy-i-ne-tolko

                             

                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОМА"

Советы логопеда родителям посещающих логопедическую группу....

Консультация для родителей: "Экспериментальная деятельность дома"

Эксперименты составляют основу всякого знания. Без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитание эксперементирование является тем методом обученя, который позволяет ребенк...

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность дома"

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно пок...

Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность дома»

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой о...

Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность дома»

Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность дома»Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они очень разные – голубоглазые и кареглазые, с длинными и коротк...

Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность дома»

Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность дома»  Есть качество, которое делает детей  похожими, – все они «почемучки». Так их называют вз...

Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность дома!»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоен...