Физкультминутки, как способ активного физического развития воспитанников
консультация

Чекалина Юлия Владимировна
 
        Еще в 1805 году Песталоцци говорил о том, что при традиционном обучении происходит непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это происходило еще в экологически чистые времена, когда дети рождались нормальными родами от здоровых родителей и вскармливались грудным молоком. Когда были качественно иные семьи и информационные перегрузки в школе еще не были столь велики.                                                       
        Между тем, практически, во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу возникновения болезней цивилизации (сердца, зрения, психики, опорно-двигательной системы и т. д., фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии нашего времени (нарушение зрения, осанки).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutka_1.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  77»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_________________________________________________________________

413119 Российская Федерация, Саратовская область,  Энгельсский район, р п Приволжский,

,  квартал 8-й, тел. (8453) 55-08-03

"Физкультминутки, как способ активного физического развития воспитанников"

Выполнила

  Воспиатель МДОУ “ Деский сад  77

  Чекалина Юлия Владимировна

 

Г.Энгельс 2023 год

  • Физическому воспитанию должно уделяться столько же внимания, сколько и умственному.
  • Махатма Ганди “Моя жизнь”.

Цель: Представление опыта использования физминутки как одной из форм проведения гимнастики.                                                        

Задачи:                                                                                                           1.Напомнить методику проведения физкультминуток в детском саду.               2.Познакомить с многообразием форм проведения физкультминуток.                                                                                             3.Обогатить педагогическую копилку.                                                                                                  

        Еще в 1805 году Песталоцци говорил о том, что при традиционном обучении происходит непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это происходило еще в экологически чистые времена, когда дети рождались нормальными родами от здоровых родителей и вскармливались грудным молоком. Когда были качественно иные семьи и информационные перегрузки в школе еще не были столь велики.                                                      

        Между тем, практически, во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу возникновения болезней цивилизации (сердца, зрения, психики, опорно-двигательной системы и т. д., фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии нашего времени (нарушение зрения, осанки).

        Занятия с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и т. д., настольные игры чаще происходят в неподвижном статичном состоянии. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно дошкольного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность. В результате длительного статичного напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.                                                        

          Особенно утомительна для детей этого возраста длительная однообразная работа или задания, которые не вызывают у них живого интереса, а необходимые для их выполнения волевые усилия еще недостаточно развиты.                                                                                

         Во время занятий с детьми следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом. Следовательно, важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

       Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, 7-8 лет - через 12-15 минут. Они могут выражаться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д., нарушением осанки и координации движений.

        Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки.

         Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей, помогают развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

2. Основные идеи.

         Исходя из вышеизложенного, значимость данной формы физического воспитания очевидна, но только в случае правильного ее проведения. Воспитатели же не всегда выдерживают временные рамки: проводят физкультминутку либо раньше, либо позже, либо совсем забывают про нее. Длительность физкультминутки ограничивается 15-30 секундами. Упражнения подбирают не в соответствии с возрастом и требованиями к проведению физкультминуток и, очень часто, забывают, какую нагрузку несут мышцы спины при сидении за столом. Я считаю необходимым моментом при проведении физкультминуток - разгрузить мышцы спины. Для этого надо 1-2 упражнения выполнять в позе лежа. В этом случае мышцы позвоночника почти полностью расслабляются, а межпозвоночные диски не испытывают вертикальной силы давления (в отличие от позы стоя). Упражнения для рук и ног можно делать и в положении лежа. Количество упражнений довести до 5-7 (2 для рук и плечевого пояса, 2-3 для туловища и 1—2 для ног).

            Хочу обратить внимание на позу дошкольника за столом во время занятия. Существует другая, более демократичная, когда голова и позвоночник находятся на одной прямой линии, а руки свободно лежат на столе. Регулярное выполнение упражнений для укрепления мышц живота и спины помогает выработать мышечный каркас, который не допустит искривления позвоночника. Легче предупредить нарушение осанки, нежели его исправлять.

            Кроме того, перед началом занятия лучше сделать упражнение, включающее ребенка в деятельность. Такие упражнения занимают минимум времени, а польза от них значительная. Обязательно включить в комплекс упражнение для снятия напряжения с глаз.

3. Теоретическая часть.

           Физкультминутки проводятся в середине занятия в течение 1,5-2 минуты; рекомендуется проводить начиная со средней группы

Основные формы проведения физкультминуток:

• В форме общеразвивающих упражнений - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения (по общепринятой методике) для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

• В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами;

•. В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

• В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

• В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

- текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;

• В форме любого двигательного действия и задания

- отгадывание загадок не словами, а движениями;

- использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток:

• Проводятся на начальном этапе утомления (8-12-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

• Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

• Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;

• Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

• Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

• Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия, их содержания.

            Комплекс физкультминутки обычно состоит из 3-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Если комплекс делать 1,5-2 минуты, получается по 25-30 сек. на одно упражнение. Вполне достаточно 15-20 секунд на одно упражнение, тогда комплекс становится более динамичным и интересным, состоящим из 5-7 простых упражнений.

            Для рук и плечевого пояса включаются упражнения типа потягивания – для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища – наклоны, повороты; для ног – приседания, подскоки, бег на месте, поднимание ног. Большая часть упражнений связанных с развитием больших групп мышц и общей координации, а также и зрения, должны выполняться в позе свободного стояния или лежания, в режиме моторной свободы динамических поз.

             В результате, физкультминутка превращается в «оздоровительные минутки» и будет выглядеть следующим образом:

• упражнение для включения в деятельность (5-10 секунд в начале занятия);

• для рук и плечевого пояса;

• для туловища;

• для ног;

• для профилактики нарушения зрения и снятия утомления с глаз (в середине и в конце занятия).

• смена позы воспитанника (2-3 раза во время занятия).

4. Практическая часть.

      Упражнения для включения в деятельность:

1. Растирание ладоней до легкого покалывания в пальцах (повышает продуктивность работы мозга).

2. Растирание ладонями ушных раковин.

3. Растирание мочки уха указательным и большим пальцем.

4. Растирание лба безымянным, средним, указательным пальцами от середины к периферии (активирует зону внимания).

5. Массирование носа с целью стимуляции деятельности головного мозга, т. к. нос –важнейшая рефлексогенная зона лица. Он связан с желудком, кишечником, селезенкой, НС

- указательным и средним пальцами нажимать на кончик носа;

- сгибание кончика носа вправо, влево;

- сгибание кончика носа вниз, вверх;

- вращение кончиком носа по часовой стрелке, [1, стр. 64].

        Упражнения для глаз:

• зажмурить глаза на 3-5 секунд, отдохуть 2-3 секунды. /3-5 раз/.

• быстро поморгать в течение 8-10 секунд, через 2-3 секунды повторить еще раз;

• нижней частью ладони помассировать веки круговыми движениями 10-20 секунд; описать окружности большого размера справа налево и наоборот /по 2-3 раза/;

• повести глазами вверх-вниз, вправо-влево, в правый нижний угол – в левый верхний угол, в правый верхний угол – в левый нижний (На конце длинной указки закреплена яркая бабочка, воспитатель водит указкой, а дети следят за бабочкой.);

• «рисовать» вертикальные и горизонтальные восьмерки, начиная от переносицы вверх справа, а затем слева. Предыдущее и это упражнения выполнять с максимальной амплитудой. Если делается весь цикл упражнений, выполнить расслабление (пальминг) - растереть ладони до появления тепла, положить пальцы одной ладони на другую и ладонями прикрыть глаза, задержаться в таком положении на 30—40 секунд. Пальминг желательно сделать в середине и в конце занятия, а так же после просмотра видео. Во время выполнения детьми упражнения воспитатель проговаривает несколько фраз типа: «Глазки устали, хотят отдохнуть, наступила темная, темная ночь и т. д.»;

• левой ладонью заслонить открытый левый глаз, а пальцы правой сложить в кулак, чтобы большой палец оказался сверху всех остальных. Высвободить средний палец и произвести им круговые движения около правой глазницы, начиная от внутреннего угла глаза вверх по линии бровей до внешнего и вновь до внутреннего угла глаза. Одновременно следить правым глазом за движением пальца, не теряя его из виду, этоочень важно. Движения пальца и глаза должны быть плавными и спокойными. То же, поменяв руки. Постепенно довести выполнение упражнения до 3-х минут;

• чтобы снять усталость глаз - умыться холодной водой,

        Упражнения с сигнальными метками.

1. Поищем матрешек (или что-то другое) на полках. Где матрешка в синем (красном, зеленом и т. д.) сарафане?

2. В гости пришел Петрушка и принес буквы. Петрушка показывает детям картинку с буквой, дети ищут в окружающей обстановке предмет, начинающийся на эту букву.

          Альтернативная поза воспитанника за столом: руки свободно положить на стол, немного вытянув вперед и согнув в локтях, ладонями вниз, вверх или боком. 1-2 раза на каждом занятии принять положение, при котором голова и позвоночник находятся на одной прямой линии. Это поможет улучшить кровоснабжение головного мозга, [4, стр. 67]

          Физкультминутки на основе ОРУ.

            Комплекс «Красивая осанка». (После каждого упражнения делать 2-3 вдоха и выдоха, удлиняя выдох)

1. Стоя за столом, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Плавно поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, внимание на позвоночник. Держите позу 10-15 секунд, (Дерево).

2. Стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соедините ладони. Вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку разверните, плечи назад. Удерживайте позу до 20 секунд. Медленно вернитесь в и. п. Погладьте запястья, встряхните кистям. (Божественная поза.).

3. Предыдущую позу можно заменить этой. Спина касается спинки стула или стоя, руки опущены, плечи отведены назад. Руки за спиной возьмите в замок, выпрямите и медленно поднимайте вверх, не наклоняя туловище. Плавно опустите руки. (3-10 сек., поза лебедя.)

4. Встаньте прямо. Правую руку с силой вытяните вверх, левую опустите вниз. Правую руку опускаете по позвоночнику вниз, ладонью к позвоночнику. Левая рука развернута тыльной стороной к спине и тянется к правой. Постарайтесь сцепить пальцы в замок. Правый локоть прижмите к голове. (8-15 сек., поза перекреста.)

5. Стать боком к спинке стула, ноги чуть врозь. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Очень медленно на выдохе скручивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудная клетка стала параллельна спинке стула. Внимание на позвоночник. То же в другую сторону, поменяв и. п. (5-10 сек.) Упражнение хорошо снимает умственную усталость.

6. Повторить первое упражнение. Лучше его выполнить в положении лежа, стопы на себя.

     Физкультминутки на основе подвижной игры.

Мы топаем ногами, (Топают.)

Мы хлопаем руками, (Хлопают.)

Качаем головой, (Качают головой.)

Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)

Потом их опускаем, (Руки вниз.)

Мы руки подаем (Руки в «замок».)

И бегаем кругом, (Покружиться на месте.)

Раз, два, три, (Три хлопка.)

Любая фигура замри! (Изобразить любую фигуру.)

«Медведь»

Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали, (Ходьба по кругу взявшись за руки.)

Он под ёлкою лежит, растянулся и храпит, (Лечь на спину или живот, потянуться.)

Мы вокруг него ходили, косолапого будили, (Ходьба по кругу в другую сторону, наклоны вперед.)

Ну-ка, мишенька, вставай, нас быстрее догоняй! (Приседания, бег на месте).

     В форме дидактической игры с движениями

    (Математическая игра со зрительными ориентирами.) Текст произносится до начала выполнения упражнений.

1. До пяти считаем, гири выжимаем, (И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак, 4-5 раз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки (На доске - круг с точками, взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки.)

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим (И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх, резкие наклоны вперед – вниз.)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов, (И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе; наклоны в стороны.)

Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас (И. п. - стоя, ноги слегка расставить;приседания, руки вперед.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты (На доске изображено 5 клеток, взрослый указывает на них, дети прыгают 5 раз.)

На носочки встанем,

Потолок достанем (И. п. - основная стойка, руки на поясе; поднимаясь на носки, руки вверх- в стороны, потянуться.)

      В форме танцевальных движений

    Вперед четыре шага, назад четыре шага,

Кружится, кружится наш хоровод (кружение на месте,

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Плечиком подвигаем, а потом попрыгаем.

(Повторяется 5-6раз с ускорением темпа под музыку).

        В форме выполнения движений под текст стихотворения.

 «Три медведя»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Три медведя шли домой, (Дети идут как медведи.)

Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)

Мама с ним - поменьше ростом, (Руки на уровне груди вытянуты вперед.)

А сыночек просто крошка, (Присед.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (Встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь.) Повторить 3 раза.

    Игра «Друг к дружке» (с 6 лет, длительность 2-3 мин.)

Ход: Я считаю до пяти, а вы за это время выберете себе пару и встанете в круг. Сейчас я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно быстро «поздороваться» друг с другом:

- правая ладошка к правой ладошке!

- коленка к коленке!

- спина к спине!

Каждый раз когда я крикну: «Друг к дружке!», вы должны найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Стопа к стопе!»

- бедро к бедру!

- пятка к пятке!

       Пусть дети поменяют 3-4 партнера. Всякий раз называть новые части тела, посредством которых дети должны вступить в контакт друг с другом. Со временем команда может звучать так: «плечо к плечу, присев!»,  «Локоть к локтю наклонившись вперед!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола медико-педагогического контроля за проведением НОД по физическому развитию воспитанников ДОУ

Бланк протокола поможет старшему воспитателю быстро оформить результаты медико-педагогического контроля  за проведением НОД по физическому развитию воспитанников ДОУ...

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...

Консультация для воспитателей на тему: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

Методическая разработка. Плавание, как способ оздоровления, физического развития и закаливания детей.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.На наш взгляд среди...

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему «Гармоничное физическое развитие воспитанников»

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровьяребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укреплениефизического и психического здоровья детей является одной из ...

Консультация на тему: «Физкультминутки как способ активного физического развития воспитанников»

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов.Дети уто...