Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовый грамотности
картотека (старшая группа)
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовый грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_finansovoy_gramotnoti.docx | 42.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
для детей старшего дошкольного возраста
по формированию финансовой грамотности
- ИГРА «Не ошибитесь»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
ИГРА «Что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 2. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
ИГРА «Мы - художники»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание
— сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
ИГРА «Чей труд важнее?»
Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.
Ход игры
Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.
Задание 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).
Задание 2. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.
Игра «Дополни предложение»
Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.
Игровое задание. Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.
Например: Мама купила… книжки (тетради, игрушку, конфеты). Мама купила в каком магазине продукты....
Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.
ТСО. Фишки.
Игра «День рождения куклы Тани»
Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, навыки эффективного управления личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства
Игровые задания.
Кукла Таня приглашает детей на день рождения. Детям предлагается подумать о том будет ли подарок куплен, либо сделан своими руками. Далее каждый ребенок рекламирует свой подарок. Дети вместе обсуждают, какой подарок они подарят имениннице (игрушку- самоделку, представление и др.)
Кукла Таня принимает гостей. Вручение подарка.
Угощение. Совместные игры.
ТСО. Кукла, деньги, игрушки-самоделки, костюмы.
Игра «Школа банкиров»
Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.
В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 10, 50, 100 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр?
Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 80, 90, 40 и т. д.
Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 10 рублей; в другой — в 50 рублей; в третий — в 100 рублей.
Второе задание: на столе оставить только 40 рублей (1+ 1+1+1).
Третье задание: оставить на столе 50 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (1+1+1+1+1).
Четвертое задание: оставить на столе 100 рублей, но разными купюрами. Правильные ответы поощряются звездочками.
Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.
В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.
Игра «Чья это продукция?»
Цель: продолжать знакомить детей с элементарными понятиями об экономике; вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель. Дать детям знания о том, что все, что мы имеем, не само собой получается, все добыто трудом людей и каждую вещь надо беречь; воспитывать чувство бережливости, уважение к труду.
Ход дидактической игры
В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Эта экскурсия будет необычная, потому что мы с вами сможем побывать на многих предприятиях. А кто знает, что такое предприятие? Да, правильно, это место, где работают люди, в том числе и ваши родители. А знаете, как ещё можно назвать предприятие? Каким словом можно заменить? Слово предприятие можно заменить словом производство. А почему? Как вы думаете? А потому что заводы, фабрики производят, т. е. выпускают продукцию. А что такое продукция? Это то, что изготавливается на производстве. (Желательно неоднократно уточнить эти термины с детьми, т. е. попросить одного, другого, третьего ребёнка повторить и объяснить сказанное.)
Воспитатель предлагает детям сесть в заранее построенный трамвай, где один ребёнок и кондуктор. Воспитатель вновь упражняет детей в закреплении слов продажа, покупка. Кондуктор продаёт билеты, мы покупаем билеты, он производит продажу билетов, а мы — покупку. Кондуктор объявляет остановку «Швейная фабрика». Дети и воспитатель выходят из трамвая и идут на фабрику.
На столах разложены изделия, детская одежда: платье, майка, пальто, брюки и т. д.) Детей встречает кукла-экскурсовод. Воспитатель от имени экскурсовода рассказывает и показывает детям изделия, изготовленные на фабрике и говорит: «Дети, это продукция нашей фабрики».
Показывает изделия и уточняет у детей их название, говорит: «Наша продукция поступает в магазин детских товаров, и там ваши мамы могут купить её для вас». Дети ещё раз рассматривают изделия, благодарят экскурсовода за интересную экскурсию и отправляются с воспитателем на трамвае на другую фабрику. В трамвае вновь покупают билеты. Уточняются термины: покупка, продажа.
Кондуктор объявляет остановку: «Трикотажная фабрика». Дети выходят из трамвая и идут на фабрику. Здесь все также, как и на первой экскурсии, с той лишь разницей, что разложены изделия вязаные: шапочки, брючки, кофточки, колготки и т. д.
После экскурсии дети приезжают в детский сад, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Узнай, чья это продукция». Детям предлагается рассмотреть предметы на столе у воспитателя: ткани, изделия из ткани, вязаные изделия, чайный сервиз, стеклянная посуда. Если дети не могут назвать, чья это продукция, воспитатель им подсказывает и закрепляет неоднократным повторением название производства. Далее детям предлагаются карточки с изображением разных видов продукции. Дети должны их рассортировать.
Экономическая игра «Магазин»
Задачи:
- расширять представление детей о том, что такое магазин;
- дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов;
- закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;
- воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Ход экономической игры
В. Ребята, мы с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему:
«Деньги и история их возникновения».
В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку: Угадай, как то зовется, Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)
Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
- Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
- Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)
Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д.
— магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты,
пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин».
Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
- Дидактическая игра «Разложи монетки в кошельки»
Цель игры: продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1,2,5,10 рублей, их наборе и размене.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать кошельки. Затем предлагает разложить монеты достоинством 1, 2, 5, 10 по кошелькам.
Игра «Что кому нужно?»
Цель: В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.
Правила: Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.)- Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
ТСО: Иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения.
Игра «Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между « хочу» и « надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Магазин игрушек»
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Ход игры:
Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Игра «Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
Ход игры:
Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
Игра: «Что лежит в черном ящике»
Цель: Сформировать через сюжетно-дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел замыслами сверстников; активизировать использование в речи детей экономических терминов: «товар», «бизнес», «банкир», «банк», «акция», «рекламодатель»; воспитывать культуру речевого общения.
Ход игры:
Воспитатель берет роль ведущего на себя. Предлагает детям выбрать команду из 6 человек, которые будут играть за игровым столом. На игровом поле расположены сектора. Предлагаются правила игры: крутишь барабан стрелка указывает на вопрос. Ведущий задает
команде вопрос, команда обсуждает его. Если ответ неправильный, или его нет, вопрос переходит к зрителям. За каждый правильный ответ команда, или зритель получает фишку. (Вопросы для игр подбираются из книг).
Вопрос: Во многих русских народных сказках герой получает награду за свои подвиги (полцарства, дворец, кота). Что это на языке экономики? (Доход).
- Угадай, как оно зовется Что за деньги продается Это не чудесный дар
А просто-напросто…(товар).
- Я есть особый институт,
Где деньгам строгий счет ведут, Кредиты фирмам предоставляют Финансами там управляют.
Вклады ваши разместят
Их очень строго сохранят. «Банк»
Сектор «Загадка». Нужно отгадать сказку. Читается отрывок: «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась за богатством и мачехина дочь, но вернулась с одними убытками». («Морозко»).
Сектор «Черный ящик»: то, что лежит в черном ящике можно купить и затем продать с прибылью. Если у вас их будет много вы сможете стать владельцем магазина, фабрики, предприятия. Что это? (Акция).
Кроме того, на поле есть еще сектора «Музыкальна пауза», «Подвижная игра».
В конце игры победители награждаются заранее приготовленными «акциями», которые можно вложить в дело по своему усмотрению. В группе стоят три стола. На первом — конфеты, на втором – игрушка, на третьем – более ценный приз. Ребенок может вложить в свою «акцию» в «предприятие» первого стола, получив за неё сразу же конфеты. Если он хочет приобрести игрушку, то должен вложить «акцию» в «предприятие» второго стола, но владельцем он сможет стать только через месяц. Более ценный приз ребенок может получить только через год. Дети самостоятельно выбирают варианты
Игра «Какие бывают доходы»
Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам.
ТСО: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание игры: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Игра «Что и когда лучше продать?»
Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец.
ТСО: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки – в «зимний».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
Игры по финансовой грамотности содействуют финансовому просвящению и воспитанию детей дошкольного возраста, создают необходимую мотивацию их финансовой грамотности. ...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
Картотека дидактических игрдля детей старшего дошкольного возрастапо формированию финансовой грамотности...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
Главное – помнить, что изолировать финансовую грамотность от проблемы нравственно-трудового воспитания нельзя. Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство и т. д., но им необхо...
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности «Вместе с денежкой, вдвоём, путешествовать пойдём»
В ходе организованной деятельности, ребята познакомятся с деньгами разных стран....
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....