Развивающие игры для детей 3-4 лет
консультация
Описаны рекомендации для совместной деятельности родителей с детьми 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми 3-4 лет | 151.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
3 года – это граница, на которой заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок отделяет своё «я» от мира окружающих взрослых и вступает в более самостоятельную жизнь. Он уже многое понимает, знает, умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача – постараться помочь ему в этом.
Большое значение для умственного развития дошкольника имеет знакомство с миром окружающих его предметов. Ребёнка привлекает их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение.
Развивающие игры для детей этого возраста строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами.
В возрасте 3-4 лет действия ребёнка только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно живой интерес на все новые и яркие предметы), но легко и угасает. Следовательно, при организации развивающих игр с ребёнком помните 3 правила.
Правило № 1. Не давайте малышу для постоянного пользования нужные для игр игрушки и предметы, чтобы у него не пропал интерес к ним.
Правило № 2. Организуйте место для игры так, чтобы ребёнок не видел никаких привлекательных предметов, кроме тех, с которыми он сейчас играет. Тогда малыш будет меньше отвлекаться.
Правило № 3. Пусть игры будут простыми и короткими. Даже 5 мин. достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. После этого поиграйте в другую игру, и вы увидите, что ребёнок вновь станет внимательным и активным.
«Что катится?» – игра, которая знакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте игру-соревнование, кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, построенных на столе или на полу. Катить нужно будет шарик и … кубик. После нескольких проб ребёнок поймёт, что выигрывает тот игрок, который взял себе шарик, и будет стараться выбрать именно его. Тогда спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик – нет». Обратите внимание ребёнка на углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте ему шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто как круг и квадрат. Научите малыша рисовать их.
Игра «Почтовый ящик». Купите в магазине игру «Почтовый ящик» – коробку с прорезями, в которую можно бросать фигуры разной формы. Но можно эту игру сделать самим. Сначала подберите фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок и т. д. Хорошо, если фигур каждого вида будет по 2-3. Затем возьмите коробку из плотного картона и сделайте в её крышке прорези такой формы, чтобы каждая подходила для определённой фигуры. Важно, чтобы в квадратную прорезь, сделанную для куба, не мог пролезть шар, чтобы прямоугольная прорезь не подходила для куба и т. д., то есть, чтобы соответствие фигуры и формы прорези было полным. Назовём её «Почтовый ящик». Ребёнку надо опускать
«письма» – фигуры в ящик, каждое «письмо» – в своё отверстие. Не подсказывайте ему, куда опустить «письмо», пусть он пробует и ошибается. Побуждайте малыша действовать активно, но не проталкивать фигуры со всей силой в отверстия, а перебирать возможные варианты, поворачивать фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все «письма» будут «отправлены», их можно передать адресату – кукле, мишке или другой игрушке.
В игре «Сделай узор» ребёнок будет учиться создавать орнамент из одноцветных геометрических фигур. Эта игра развивает восприятие формы, помогает анализировать расположение предметов в пространстве. Сделайте образец аппликации, по которому ребёнок сможет ориентироваться на листе бумаги. Это будет салфетка, которую вы подарите малышу. А салфетку с точно таким же узором захочет получить от него в подарок его кукла. Чтобы ребёнок смог сделать салфетку, предложите ему бумагу и такие же фигуры, как в образце. Подойдут круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового размера, но важно, чтобы в одном орнаменте присутствовало немного разных фигур одновременно. Например, в середине листа – круг, а по углам – треугольники. Чтобы облегчить ребёнку выполнение задания, заранее нарисуйте в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые ему надо будет туда положить. Обязательно рассмотрите с ребёнком образец, дайте ему обвести пальцем края каждой фигуры. Предложите назвать форму и расположение фигур. Если ребёнок затрудняется, то помогите ему. Только после этого переходите к составлению орнамента.
Можно придумывать и более сложные образцы, включающие по 3 разные геометрические фигуры. Когда фигуры орнамента будут разложены по местам, их можно приклеить вместе с ребёнком. После этого салфетка будет подарена кукле. Пусть кукла поблагодарит малыша.
Игра «Сбор урожая». Урожай яблок (например, большие, средние и маленькие пуговицы или другие круглые предметы разного размера) надо разложить по корзинкам (коробкам трёх размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние – в средней, а крупные – в большой. Материал для игры лучше подобрать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.
Чтобы ваш малыш научился обращать внимание на цвет предмета и подбирать одинаковые цвета, поиграйте с ним в игру «Воздушные шары». Для этого вам нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6-7 разных цветов и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски – «ниточки», а круги – «шарики». Объясните ребёнку, что эти шарики надо привязать к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно.
Игра «Сравни предметы» на развитие внимания детей. Поставьте перед ребёнком две игрушки. Сначала ребёнок говорит, чем они похожи, а затем, чем они отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка большой, а зайка маленький; мишка коричневый, а зайчик белый и т. п. Можно называть признаки по очереди с ребёнком. Для усложнения игры поставьте перед ребёнком две разные машины, два разных мячика и т. д.
Память малыша можно развивать, играя в любимую детьми игру «Магазин». Вы можете отправить его в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо там купить. Начинать надо с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5. В этой игре можно менять роли: и вы, и ребёнок по очереди можете быть и «ребёнком», идущим в магазин, и «мамой» или «папой», посылающим его в магазин, и «продавцом», который сначала выслушивает покупателя, а потом идёт подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Игрушки», «Пекарня», «Кондитерская» и другие.
«Угадай» – игра, развивающая творческие способности. В эту игру вы с ребёнком можете играть, где угодно: дома, на улице, по дороге из детского сада. Для неё нужна только родительская фантазия. Вы изображаете (жестами, мимикой, звуками) поезд, врача, машину, чайник, самолёт, продавца, собаку, кошку и т. п. и спрашиваете ребёнка: «Кто я?» или «Что я изобразила?» Возможности такого показа зависят от житейского опыта вашего ребёнка. Когда ребёнок научится угадывать, что (кого) вы изображаете, загадывайте персонажа с ним по очереди. В эту игру с усложнением можно играть и в старшем дошкольном возрасте.
Первые шаги к математике. Поставьте перед ребёнком 5 одинаковых чашек и посадите 4 кукол. Спросите, хватит ли все куклам чашек для чая. В возрасте 3-4 лет ребёнок ещё не умеет считать, поэтому дайте каждой кукле чашку. Оставшаяся чашка подскажет ребёнку, что чашек больше, чем кукол. Помогите ребёнку объяснить, почему так получилось («кукол больше, чем чашек»).
Играть можно с разными предметами (сравнивать количество кукол и стульев, ложек, вилок, тарелок). Сначала надо предлагать ребёнку группы предметов в пределах 5, затем можно увеличить количество до 10.
Сначала предметы для сравнения должны быть такими, чтобы ребёнок мог сравнивать количество предметов, наложив или приложив один к другому, затем можно предлагать такие предметы, которые можно соотносить зрительно (например, реальные предметы мебели в комнате). Если ребёнку трудно, то можно протянуть от одного предмета к другому верёвочку или начертить линию мелом.
В игре «Купим пуговицы» для сравнения количества предметов ребёнок использует фишки, которые он отбирает в нужном количестве. Один из играющих – покупатель, другой – продавец. Покупателю нужно купить в магазине столько пуговиц, сколько петель на новом пальто куклы.
Из коробки с фишками ребёнок-покупатель берёт фишки и раскладывает на пальто (после этого коробку с оставшимися фишками лучше закрыть, чтобы они не отвлекали внимание ребёнка). Ребёнок собирает фишки, разложенные на пальто, и идёт с ними в магазин. Он показывает продавцу фишки, собранные в ладони, и говорит: «Вот столько нужно пуговиц».
Продавец отбирает столько пуговиц «с прилавка», сколько фишек принёс покупатель. Для этого он подкладывает к разложенным пуговицам принесённые фишки.
Правильность отбора пуговиц покупатель проверит, положив их на петли пальто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры для детей младшей группы детского сада Игры для развития речи
Цель: развивать речь, память, внимание....
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...
Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет
Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....
Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»
Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...
Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"
Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...
Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».
Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...
"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет
Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...