Рекомендации для родителей по обучению детей ПДД.
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №70 «Золотая рыбка»
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
«ШКОЛА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Воспитатель:
Красноперова Елена Александровна
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПДД
Анализ 600 ДТП, в которых пострадали дети, показал, что 80% из них произошли в радиусе одного километра от их дома, т.е. в тех местах, где ребята должны были хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия по изучению ПДД, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие основы безопасного поведения на дорогах, ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растет, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.
Большинство родителей, видя опасное для жизни и здоровья поведение своих детей, прибегают, как правило, к брани, многословным предупреждениям и даже наказаниям. Однако такой метод не дает эффекта, ведь ребенок 3-5 лет (а часто и старше) не осознает опасности: для него транспорт – приятное средство передвижения, а не источник угрозы. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль, будь то игрушечный или настоящий.
Между тем детей можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию, внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр, и еще до того, как они пойдут в школу, сформировать умение ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
Терпение и настойчивость – вот что станет эффективными средствами в обучение детей, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то, чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья собственного ребенка.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей. Особое значение в решение этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка наших маленьких пешеходов, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
По данным ГИБДД, основными факторами, провоцирующими несчастные случаи на дорогах, являются:
- переход проезжей части в неустановленном месте (вне пешеходного перехода);
- неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства;
- нетрезвое состояние водителей и пешеходов.
Причиной многих ДТП чаще всего становятся дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД и безучастное отношение взрослых. Предоставленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге.
Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением, не в состояние правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Для этого важно знать, что:
- начиная с 3-4 лет:
- дети могут отличать движущуюся машину от стоящей, но о
тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что
машина может остановиться мгновенно;
- начиная с 6 лет:
- обладают все еще ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;
- большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может отвлечь от всего остального);
- начиная с 7 лет:
- уверенно отличают правую сторону от левой;
- начиная с 8 лет:
- уже могут реагировать мгновенно, т.е. тут же останавливаться, когда их окликнут;
- у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доноситься шум;
- учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (знают, сто автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находиться);
- могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни, и вы должны помочь пойти ее без потерь.
Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила:
- при перевозке ребенка в коляске, в санках пересекайте проезжую часть только в установленных местах, убедившись в безопасности перехода (в темное время суток водитель может не заметить, на расстоянии 1-1,5м от взрослого едут детские саночки);
- подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходите дорогу спокойным шагом;
- при переходе дороги с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге;
- при выходе из общественного транспорта возьмите ребенка на руки или выходите впереди него.
ПОМНИТЕ! Не будьте равнодушными прохожими, помогите маленькому пешеходу, оказавшемуся в трудной ситуации на дороге. Удержите его от шалостей и опрометчивых действий.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становиться пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при аварии, травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.
Анализ ДТП показывает, что главная причина дорожных трагедий – отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления движущегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т.п.), закрывающих обзор проезжей части.
Дорога с ребенком в детский сад и обратно – идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждения, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах и улицах города надо где-то лет 5-6, к тому времени, когда они пойдут в первый класс. Однако у ребенка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодны для пребывания дома и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная буквально с 1,5-2 лет, надо формировать у него комплект «транспортных» привычек. Для этого родители должны как можно чаще сопровождать ребенка на улице, соблюдая следующие обязательные требования:
- из дома выходить заблаговременно, так, чтобы ребенок привыкал идти по улице не спеша;
- перед переходом проезжей части обязательно остановитесь; переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо спешки, часто дети не поспевают за родителями, которые идут «своим» шагом и бегут рядом; следите, чтобы ребенок шел в своем темпе;
- приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных перекрестках;
- никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих вам обзор: стоящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади ни спереди; необходимо отойти от него до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую часть;
- увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящий на противоположной стороне, не спешите и не бегите; приучайте ребенка поступать так же, объясните, что это опасно и лучше подождать следующего транспорта;
- выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком; он должен привыкнуть, что при переходе не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание только на дорожной обстановке (исключение делается для нескольких фраз, с которыми взрослый обращается к ребенку для контроля дорожной ситуации);
- переходите улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобиля и более быстро покинуть часть:
- там, где есть светофор, переходите проезжую часть только на зеленый сигнал, предварительно убедитесь в безопасности перехода; ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;
- при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку, так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;
- из автобуса, троллейбуса, трамвая, автомобиля выходите первым, впереди детей; в противном случае малыш может упасть, а ребенок постарше выбежать в этот момент из-за стоящего транспорта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребенок переходил или перебегал дорогу впереди вас – этим вы приучаете его смотреть по сторонам;
- привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой скоростью (их надо пропустить), которые вы заметили из дали; подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком: «я поворачиваю голову для осмотра улицы; смотрю за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т.д.;
- покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин;
- следите за тем, чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и не вблизи дорог и на проезжей части улицы.
ПОМНИТЕ! Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД – плохой пример заразителен, а ребенок обучается правилам безопасного поведения на проезжей части прежде всего на вашем примере.
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ
Примерно каждый ребенок, ставший жертвой ДТП, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
- пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, кто находиться в автомобиле, в том числе в чужом, даже при езде на короткие расстояния (если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в привычку);
- как водитель и пассажир вы являетесь для детей примером для подражания, поэтому не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий, а спокойно объяснить ребенку, в чем их конкретные ошибки (не бойтесь признавать, объяснять детям и исправлять свои собственные ошибки);
- во время собственных поездок чаще останавливайтесь: детям необходимо двигаться, сидя долго на одном месте, они будут стараться освободиться от ремней или отвлекать ваше внимание от дороги;
- автомобиль, несмотря на свою привлекательность для детей и удобство перевозки, не должен быть единственным средством передвижения. Прибегайте почаще к альтернативному транспорту (автобусу, железной дороге, велосипеду, ходьбе) – это способствует развитию у детей наблюдательности, двигательно-координационных навыков, умения контролировать ситуацию.
ПОМНИТЕ! Чтоб никогда не попадать в сложные ситуации, надо знать и соблюдать правила движения!
ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА УЛИЦЫ
Обучая ребенка грамотному переходу улицы, объясните ему, что необходимо строго, поэтапно соблюдать следующие правила.
- Найти безопасное место.
Не всегда рядом есть пешеходный переход. Главное, чтобы место для перехода отличалось хорошим обзором: рядом не было поворотов, стоящих машин и других помех для осмотра.
- Остановитесь на тротуаре возле обочины.
Всегда нужно делать остановку, паузу для наблюдения и оценки ситуации. Никогда не выходите, а тем более не выбегайте на дорогу с ходу.
- Прислушайтесь и осмотритесь.
Прислушаться – значить «выбросить» из головы посторонние мысли. Помните, что транспорт, представляющий опасность, может быть скрыт; осмотритесь, поверните голову влево и вправо.
- Если видите приближающийся транспорт, дайте ему проехать.
Всегда пропускайте движущийся автомобиль. И помните: за медленно едущей машиной, может быть скрыта другая; поэтому, пропустив транспорт, снова посмотрите по сторонам.
- Если по близости нет транспортного средства, переходите дорогу под прямым углом.
Нет поблизости – значит, нет ни приближающегося, ни стоящего, т.е. ничто не мешает обзору и не угрожает вашей жизни.
- Продолжайте внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдете дорогу.
Смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка на дороге может измениться: внезапно появиться автомобиль или транспорт, ехавший прямо, вдруг повернет.
Может так случиться, что обзор будет закрыт, а перейти надо именно в этом месте (например, на пешеходном переходе стоит неисправленная машина); в этом случае подойдите к дороге, помня, что обзор ограничен, приостановитесь, осторожно выгляните (что там, за стоящей машиной?) и, если есть опасность, спокойно отойдите назад.
«СТОПИНГ»
У каждого ребенка есть привычка небрежного, «неответственного» наблюдения. Это означает, что дети наблюдают как бы между делом, могут, например, попятиться, т.е. сделать, не глядя, шаг назад, или внезапно побежать куда глаза глядят. И, что самое опасное, часто смело выходят или выскакивают из-за разных предметов, которые мешают обзору (кустов, деревьев, заборов, углов домов, стоящих машин).
Поэтому, начиная с раннего возраста, формируйте у них привычку фиксировать остановку перед тем, как выйти на проезжую часть; в некоторых странах это называется «стопинг». Повторите его с ребенком много раз, поясняя необходимость остановки специально для наблюдения. Неоднократно демонстрируйте ему переход с быстрого шага или даже бега на размеренный (хотя и не медленный) шаг при переходе улицы. При этом объясните, что, когда человек бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно – можно упасть. А при движении шагом, имея опору на обе ноги, человек без труда повернет голову и вправо, и влево. Обязательно сделайте остановку, сходя с тротуара на проезжую часть, и всегда переходите дорогу только размеренным шагом – это две важные привычки безопасно поведения, которые необходимо привить дошкольнику.
Но самая опасная тенденция – выбегание или выход на дорогу из-за мешающих обзору предметов. Статистика показывает, что каждый третий ребенок из числа пострадавших в ДТП выбежал на дорогу из-за стоящего автомобиля! При этом больше всего случаев связано с автобусом: каждый седьмой ребенок попал под машину, выбежав спереди стоящего автобуса, каждый двадцатый – сзади, не видя автомобиля, приближающего справа.
Ваша задача сформировать у детей привычку обязательно останавливаться перед переходом проезжей части, оценить
СОБЛЮДАЙТЕ ПДД!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо ...
Рекомендации для родителей по обучению детей грамоте.
В рекомендациях для родителей можно узнать как и с какого возраста можно начинать обучение дошкольников грамоте....
Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения!
Дорогие родители, помните – вы являетесь основным ресурсом в обучении Вашего ребенка безопасному поведению на улице!...
Рекомендаций для родителей по обучению детей подвижным играм.
рекомендаций для родителей по обучению детей подвижным играм....
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПРИЕМАМ.
Рекомендации для родителей о оздоровительных приемах, которые можно использовать в домашних условиях....
Рекомендации для родителей по обучению детей ПДД
Рекомендации для родителей по обучению детей ПДД...
Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
Памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения...