Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице "Изготовление кукол-масленок"
материал (подготовительная группа)
Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице "Изготовление кукол-масленок"
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Материал поможет:
- повысить уровень компетентности родителей в организации культурно-досуговой совместной деятельности ;
- вовлечь детей и родителей в творческий процесс;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa_po_izgotovleniyu_kukol_-_maslenok.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице
«Изготовление кукол-масленок»,
проводимый в рамках проекта «Родительский клуб».
Автор – музыкальный руководитель ДО ГОУ Гимназии №56 Петроградского района г. Санкт-Петербурга - Рожанская Инна Михайловна
Цель: Вовлечь детей и родителей в творческий процесс.
Задачи:
Развивающие:
- дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях;
Обучающие:
- познакомить участников мастер-класса с технологией изготовления традиционной куклы-масленки;
- научить изготавливать простейшую народную куклу;
Воспитательные:
- способствовать активному включению родителей в совместную культурно-досуговую деятельность;
- обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель, родитель - педагог, родитель – ребенок;
- воспитывать любовь и уважение к народной музыке, культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»)
- Н.А.Римский-Корсаков, хор из оперы «Снегурочка» - «Прощай, Масленица!»
Оборудование:
- компьютерная презентация «Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению кукол-масленок»
- ТСО: музыкальный центр, компьютер
- Все для чаепития: чашки, блюдца, чайник и т. д.
Оформление:
- Репродукции картин Б.М.Кустодиева на масленичную тему.
Материалы:
- лоскутки ткани для изготовления кукол, нитки, ножницы - раздаточный материал для каждого участника мастер-класса;
- макет куклы-масленки;
Конспект:
Под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года») участники мастер-класса входят в зал. Ведущая (музыкальный руководитель) здоровается с гостями и предлагает им рассмотреть репродукции картин Б.М.Кустодиева на масленичную тему.
Затем все рассаживаются за столы.
Дорогие наши родители, милые дети, сейчас вы рассматривали репродукции картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева и наверняка поняли тему нашей встречи. (Ответы) Правильно, сегодня мы будем говорить о народном празднике Масленица.
Вашему вниманию предлагается презентация на данную тему. (Слайд №1)
Программа (Слайд №2)
- 1. Беседа «Масленичные традиции»
- 2. Изготовление кукол-масленок
- 3. Игра «Блины»
- 4. Чаепитие
Беседа «Масленичные традиции» (Слайд №3)
Масленица - один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее, так или иначе, отмечали все - от малых детей до глубоких стариков. Длилась Масленица целую неделю.
Масленичные традиции очень необычны и интересны, так как они
сочетают в себе:
- завершение периода зимних праздников
- открытие нового, весеннего периода праздников, обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.
Встреча Масленицы. (Слайд №4)
Масленицу открывали ребятишки.
Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями. Также сооружали снежные горы, катались с них на санях.
Ходили по дворам с песнями и присказками.
Катание на лошадях. (Слайд №5)
Одним из основных масленичных действий было катание по деревням на лошадях. Лошадей для масленичного катания запрягали в специальные выездные сани, сбрую и дугу украшали лентами, разноцветными тряпочками, бантами, обязательно подвешивали колокольчики. Катались вдоль деревни туда-сюда. Одновременно в Масленицу могло выезжать по 30-40, а то и по 90 упряжек.
Масленичные игры и забавы (Слайд №6)
Снежные городки, заря-заряница, петушки, бой мешками, снежный тир, ледяная карусель, перетягивание каната и др.
Сожжение чучела масленицы (Слайд №7)
- В последний день «хлам" и дрова собирали по деревне на костёр. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле солому, веники, корзины, бочки, колеса.
- "чучело" - пучок соломы в платке и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь.
- С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали.
- К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали.
- У костра кричали: "Прощай, Маслена!», «Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом.
Сейчас я предлагаю вам послушать хор из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова «Прощай, Масленица!»
Праздничное русское угощение (Слайд №8)
- Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями).
- Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть".
- С трапезой было связано и ритуальное угощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.
Изготовление кукол-масленок (Слайд №9)
- Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую (высотой 20 – 25 сантиметров) соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.
- Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище.
- В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.
- Масленицу нужно делать каждый год, делиться с ней своими горестями, бедами, проблемами, а потом в праздник бросить ее в масленичный костер, и тогда все горести улетят вместе с дымом!
А теперь пришло время нам с вами прикоснуться руками к народному творчеству. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленку, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом. (Все участники берут себе комплекты заготовок и вместе с музыкальным руководителем делают куклу-масленку)
Вот так начинается процесс (Слайд №10)
- Все начинается с головы. Из квадратного кусочка белой ткани сделали узелок, набили его ватой, обмотали ниткой, закрепили петельками.
- (Слайд №11)
- Потом крутим ручки. Для этого надо сложить кусочек прямоугольной ткани платочком и туго-туго крутить в одну сторону.
- (Слайд №12)
- Затем навязываем разные цветные лоскуточки, и куколка-масленица готова!
Традиционная тряпичная кукла безлика. Она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Кукла должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.
Вот наши куклы и готовы. Давайте оформим выставку из наших куколок. Теперь я хочу пригласить вас всех поиграть в очень интересную русскую народную игру «Блины»
Русская народная игра «Блины» (Слайд №13)
Описание игры:
- В этой игре могут принимать участие все: и взрослые и дети.
Вначале, роль ведущего выполняет взрослый, когда игра будет усвоена,
ведущим должен быть победитель.
- Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: вначале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться.
- Описание команд:
- «Блин комом» - все подбегают к центру круга
- «Блин блином» - все двигаются спиной от центра круга
- «Блин с маслом» - все приседают
- «Блин с мясом» - все встают
- «Блин со сметаной» - кричат мальчики и мужчины
- «Блин со сгущенкой» - кричат девочки и женщины
Затем ведущий пытается запутать игроков, меняет команды, как ему захочется.
А теперь настало время для чаепития! Пожалуйте к столу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»
Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...
1.Мастер-класс совместной деятельности родителей и детей ""Изготовлению новогоднего календаря". 2. презентация "Новогодняя сказка"
1.Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению новогоднего календаря, познакомить с технологией изготовления новогоднего календаря, создать предновогоднее настроен...
Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».
Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей через использование нетрадиционных техник рисования. ...
Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР
Данная формы работы с родителями связана с накопленным опытом и потребностями родителей. Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР ...
Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».
Цель: Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.Задачи:1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческу...
/Мастер – класс предназначен для родителей и детей/ Аппликация и весенний досуг (младшая группа) на тему: «Весеннее солнышко».
/Мастер – класс предназначен для родителей и детей/ Аппликация и весенний досуг (младшая группа) на тему: «Весеннее солнышко»....
Мастер-класса с участием родителей и детей младшей группы «Игрушки из солёного теста»
Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей....