Консультация для родителей: «Материнский фольклор в воспитании детей»
консультация
Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) называются «материнский фольклор» или «материнская поэзия». Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materinskiy_folkler.docx | 541.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90»
Консультация для родителей на тему:
«Материнский фольклор в воспитании детей»
Подготовила: воспитатель
Радайкина О. Е.
г.о. Саранск
Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) называются «материнский фольклор» или «материнская поэзия». Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
С первых минут жизни ребенка взрослый, и это, в первую очередь, мать становится для ребенка проводником в этом новом для него мире и источником удовлетворения всех его жизненных потребностей. Общение с матерью, близкий эмоциональный контакт с нею является для ребенка жизненно-необходимым. Первые месяцы жизни ребенок внутренне сосредоточен, всё для него в этом мире необычно и тревожно. Воспринимая голос матери, еще не понимая содержания, малыш слышит в нем нежность, спокойствие и любовь обращенные к нему. Присутствие матери, ее голос позволяют младенцу почувствовать себя в безопасности. Даже в древности мать-пестунья понимала, что хороший продолжительный сон - залог здоровья и нормального роста ребенка, а общение с ним песней, напевной речью способствует поддержанию у него спокойного и жизнерадостного настроения.
Материнское поведение, во всем его многообразии проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша. Общаясь с ребенком, мать бессознательно изменяет характеристики своего голоса. Она говорит очень выразительно, меняет интонацию, растягивает слова, иногда отдельные гласные в словах, удлиняет паузы, повторяет некоторые слова, повышает частоту голоса. Это, так называемый «язык нянь», который, по исследованиям психологов необходим ребенку для лучшего восприятия своей мамы. Малыш понимает, что нежный высокий голос обращен именно к нему. Ребенок улавливает ритмичность колыбельной или другой песенки, и эта ритмичность действует на него успокаивающе. Именно поэтому все колыбельные характеризуются ритмичностью и мерным тактом, несложной, повторяющейся мелодией. Колыбельные песни – первые музыкальные впечатления раннего детства, младенчества. Простой ритм и несложная, повторяющаяся мелодия учат ребенка различать тональность, интонационный рисунок и звуковой строй родного языка; развивают чувство ритма, слух, музыкальные способности. Подрастающий ребенок овладевает словесными формулами, учится ласковым оборотам речи, приобретает «чувство языка». Если мама поет ребенку колыбельные, использует в общении с ним забавные стихотворения, у него раньше появляются «музыкальные сочетания», а значит, он раньше начинает гулить. А гуление - это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. Также колыбельная помогает ребенку быстрее перейти от бодрствования ко сну, успокоиться. Вслушайтесь, например, в такие строчки:
О, люлю, мое дитятко!
Люлю, люлю.
Дитятко, дитя маленькое,
Люлю, люлю.
Маленькое, крохотанненькое.
Пестушки своим ритмом наоборот призваны вызвать у ребенка эмоциональный подъем. Они выступают как средство эмоционально- игрового контакта мамы и ребенка. Делая ребенку массаж, обучая ребенка движению руками и ногами, мать напевает ребенку, устанавливая определенный ритм движений («Ладушки-ладушки...»). Также ребенок в это время учится понимать названия совершаемых движений. Умывая малыша, мама напевает «Водичка, водичка...» сразу решая при этом несколько задач:
- малыш отвлекается от, возможно, не очень приятных ему ощущений от попадающей в глаза воды;
- ласковый голос мамы успокаивает его и делает процедуру умывания эмоционально-приятной;
- ребенок запоминает названия частей своего тела (роток, зубки, глазки).
Позднее ребенок знакомится с потешками, исполнение которых уже требует его непосредственного участия. Например, после того, как малыш неоднократно слышал потешку «Гуси, гуси», мама может побуждать ребенка самостоятельно произносить «га-га-га» и «да-да-да», что является прекрасной тренировкой его речевого аппарата. С помощью потешек ребенок усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира.
Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет и, так называемую, кумулятивную структуру. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Первая сказка рассказывает малышу о мире, которого он не может видеть в своей повседневной жизни, о диких животных, о явлениях, которых он не имеет возможности наблюдать. Позднее ребенок познакомится с более сложными и длинными сказками. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего детства, всё более усложняясь.
Практическая польза использования материнского фольклора в воспитательном процессе зачастую недооценивается, а она очень велика. Это нить, связующая поколения, это пробуждение национального самосознания, выработка национального архетипа. Использование традиционных жанров материнского фольклора способствует развитию речи, пополнению словарного запаса богатой, меткой лексикой. Развитие поэтической образности и творческого мышления, умение выделять общие и частные свойства предметов естественно происходит при знакомстве с загадками, пословицами, образным строем фольклора. Напевный речитатив многих жанров материнского фольклора, мелодическая основа колыбельных песен позволяет развить музыкальные способности, чувство ритма, умение красиво двигаться. Красота поэтических сравнений, метафоричность фольклора, частое употребление олицетворений, параллелизмов, синонимических рядов развивает чувство прекрасного, учит понимать чувства других людей и правильно выражать свои мысли. Традиционный фольклор ненавязчиво знакомит детей с основными нормами морали, с правильными отношениями между людьми, с христианскими истинами, что способствует воспитанию душевной теплоты, чуткости. Дитя, окруженное с первых дней жизни лаской, заботой, певучими нежными словами, вырастает психологически более устойчивым и научается любить.
Но самое важное, пожалуй, это то, что материнский фольклор дает возможность проявить свою любовь к ребенку, донести до ребенка, что он любим, желанен, нужен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Влияние фольклора на воспитание детей"
Имея большой педагогический опыт в работе с детьми, я убедилась в том, что ребенку легче познавать окружающий мир через игру.Игры помогают развивать у детей разнообразные способности и умения. Это раз...
Консультация для родителей "Роль фольклора в воспитании ребенка"
Консультация для родителей "Роль фольклора в воспитании ребенка"...
Консультация для родителей "Материнский фольклор"
О роли материнской поэзии в раннем музыкальном развитии детей...
Консультация для родителей «Русский фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей"
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», родителям необходимо всерьез задуматься о том, какими...
Консультация для родителей: "Роль фольклора в воспитании детей"
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - одна из важнейших задач не только педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях, но и для родителей, воспитывающих...