Консультация для родителей
консультация

Тимакова Марина Анатольевна

Ритм в стихах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritm_v_stihah.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 «Березка» г. Йошкар-Олы

Консультация для родителей

на тему:

«Ритм в стихах»

Подготовила: музыкальный руководитель

Тимакова М.А.

 

Йошкар-Ола

2022г.

     Ритм (в переводе с  греческого языка) есть чередование различных по длительностям звуков в музыке. Ритм – один из элементов выразительности мелодии. Мелодия организуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т.е. обладают определенны ми длительностями, чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной  силой, подчас она настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительности звуков.

Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве.

Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом.

Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключено столько элементов ритма, сколько имеется их в маршировке. Ведь стопа в момент прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма. Это совершенно совпадает с музыкальным делением времени.

Игра, изображающая маршировку, хорошо показывает род и способ сотрудничества разного рода мускулов. Чем лучше удаются марши, тем больше они требуют духовной сосредоточенности..

Воля и воображение развиваются вместе с воспитанием мышечной  деятельности и чувства ритма.

Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить. (Э.Жак-Далькроз)

Ритм  в стихах.

Чтение детям стихов помогают развить чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь. Стихи следует подбирать с ярким сюжетом. Одно-два стихотворения на одно занятие.

Например:

Тигренок.

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не киска.

Барабан.

Мне купили барабан – бом, бом, бом.

Я на нем играю сам – бом-бом-бом.

(проговаривая текст ритмично хлопать в ладоши, по животу, по коленочкам, по барабану).

При ежедневных, пусть и непродолжительных занятиях слух быстро развивается, и очень скоро ребенок начнет петь маленькие песенки довольно чисто, у него появится интерес к музыке и возможно в вашей семье растет Моцарт или Чайковский

Песенки про игрушку.

Взрослый берет игрушку (каждый раз обыгрывая ее появление) вместе с ребенком здоровается с ней. Четко произносит ее название. Затем еще раз произносит название, одновременно хлопая в ладоши. Игрушке это нравится и она « просит»  малыша спеть про такую игрушку песенку, название игрушки прохлопывается  равными длительностями.

Наши гости.

Как усложнение можно составить цепочки из игрушек или картинок.

Жил был ежикG:\приложение к Ритму\ежик.jpg

К ежику пришел лев. G:\приложение к Ритму\лев.jpg

Стало их двое, и им было весело

Картинки можно варировать. Ритмические цепочки можно усложнить.

Например, добавить новые персонажи

Ежик- крокодил, крокодил-лев, поросенок-лев.

G:\приложение к Ритму\ежик.jpgG:\приложение к Ритму\крокодил.jpgG:\приложение к Ритму\крокодил.jpgG:\приложение к Ритму\лев.jpgG:\приложение к Ритму\поросенок.jpgG:\приложение к Ритму\лев.jpg

Ходим и поем.

Взрослый говорит ребенку, что они будут ходить по комнате в разных направлениях. Он будет произносить два раза имя ребенка, а потом слово «Стоп»

Саша, Саша, стоп.

Музыкальные инструменты для ритмического сопровождения: ложки, дудка, бубен, барабан, маракасы.

«Следы»

Скачет зайка

Скок-поскок, скок-поскок, скок-поскок!    Прихлопывают в ладоши ритм.

А лисичка –

 топа-топ, топа-топ, топа-топ!  Поочередно ударяют по коленям, отстукивая ритм.

Ну, а мишка-топотун –              Поочередно стучат ногами по полу, отмечая ритм

Топ-туп, топ-туп!  

«Два зайчика»                              Дети прихлопывают ритм.

Зайка маленький бежал,

По дорожке он скакал.

Прыг-прыг-скок, прыг-прыг-скок –

По дорожке он скакал.

Поочередно ударяют ладонями по коленкам (ритм – равномерные четвертные длительности)

Ну, а заинька большой

Тоже прыгал под сосной.

Скок-скок, скок-скок –

Медленно скакал дружок.

«Цапки».

Киска лапками играла,   Ударяют одновременно обеими ладошками по коленям четвертными                                       

Киска лапками стучала:        длительностями

Цапа-цапа-цапа-цапа,     Восьмыми длительностями хлопают по коленям.

Цапа-цапа-цапа – Цап!  Быстро прячут руки за спину.

«Котенок и щенок»

Я – котик музыкальный,

Я музыку люблю.

Послушайте, ребята,

Как нежно я пою:

Мяу-мяу, мур-мур-мур! 2 удара по коленям, 3 хлопка в ладоши.

Мяу-мяу, мур-мур-мур!    Повторение хлопков 

А  я, щенок веселый,        Поют песенку.

Люблю я петь, друзья.

Послушайте, ребята

Как громко лаю я:

Тяф-тяф,тяф-тяф,                     4 удара по коленям в ритме четвертей.

Ав-ав-ав-ав-ав!                         Хлопки восьмыми.

«Оркестр»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!-     Дети отстукивают ритм на ложках.

Ложки  застучали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!-

Детки заиграли.

Динь-динь-динь!-                   Играют на погремушках.

Пляшет погремушка.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!-

Звонкая игрушка.

Там-там, там-там!-                 Четвертными длительностями ударяют кулачком в бубен

Бубен веселится.

Там-там, там-там!-

Не надо торопиться!

Тра-ля-ля,тра-ля-ля !-  Играют все вместе.

Вместе мы играем,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! –

Дружно подпеваем.

«Барабан»

Я стучу по барабану,

 Научу стучать и маму.

(Дети сидят на коленях у родителей, стучат пальчиком по барабану)

Бам-бам-бам-бам!

Мой веселый барабан!

Я скачу, скачу галопом,

Я стучу, стучу с пришлепом,

(Родители слегка подбрасывают детей на коленях в ритме слов.)

Барабаню тут и там

По утрам и вечерам.

(Дети продолжают стучать по барабану)

Если я устану сам –

Маме барабан отдам!

(Дают маме барабан)

Звонко, мама, поиграй,

Барабанить помогай!

«Едем на лошадке» .  (Мама слегка подбрасывает малыша на коленях))

Едем, едем,

К бабе, к деду.

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке.                                        (Подбрасывает тише)

По камушкам, по кочкам.                                (Подбрасывает сильнее)

А потом в яму бух,                       ( Придерживает малыша и расставляет в стороны колени)

Из ямы ух!                                      (Сажает на колени)

 

Музыкально-дидактические игры для родителей  с детьми 2-3-х летнего возраста, используемые дома.

Развитие эмоциональной сферы ребенка играет роль в становлении личности.

С музыкой связаны все явления окружающего мира. Музыка оказывает разнообразное влияние на человека: радует и печалит, возбуждает и успокаивает.

Чем раньше ребенок будет слышать чарующие звуки, тем ярче будут эмоции, тем легче он научится понимать эмоции других людей.

Первоначальное обучение должно носить характер игры.

Дидактические игры являются своеобразным усилителем желания слушать, петь, двигаться, играть.

Предлагаем ряд музыкально-дидактических игр для родителей с детьми 2-х -3-х летнего возраста, которые можно использовать дома.

  1. «Узнай по голосу»

 Игра способствует музыкально-сенсорному развитию. Закрепляется умение различать звуки по тембру.

Используется набор различных игрушек – животных.

Предлагается ребенку узнать, кто кричит, используя звукоподражание с голоса.

Узнавая голос взрослого, ребенок называет и показывает соответствующую игрушку и повторяет звукоподражание («тяв-тяв», «га-га»,»мяу-мяу» и т.д.)

  1. «Найди маму»

Игра способствует развитию у детей звуковысотного слуха.

Используются игрушки большого и маленького размера: кошка, собака, уточка, медведь и т.д.

Показ игрушек различного размера сопровождается звукоподражанием на высоком или низком звуке (можно добавить средний звук)

  1. «Отгадай погремушку»

Игра способствует развитию у детей темброго восприятия.

Используется набор из 2-х -3-х погремушек разного звучания и оформления (баночки с различными наполнителями: греча, манка, горох, камешки и т.д.)

  1. «Учитесь танцевать»

Игра способствует развитию у детей чувства ритма.

Используются  большая и маленькая матрешки.

Взрослый предлагает послушать и повторить ритмический рисунок. Большая матрешка пляшет, маленькая – повторяет.

  1. «Грустно-весело»

Игра способствует развитию у детей ладотонального  слуха.

Используются квадратики или кружочки из цветной бумаги красного и синего цвета.

Дети слушают музыку грустного и веселого характера и выбирают соответственно синюю или красную карточку.

Слушаем музыку вместе с мамой и папой.

«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского

     За свою жизнь великий русский композитор написал десятки музыкальных произведений – опер и балетов, симфоний и концертов, романсов для голоса и пьес для самых разных инструментов. Есть среди его сочинений те, что были написаны специально для детей. Об одном из «детских» произведений Чайковского мы сегодня и поговорим. Это сборник из 24 пьес под названием «Детский альбом». Когда «Детский альбом» был написан и издан, Петр Ильич писал в одном из писем:»Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».  «Детский альбом» Чайковского можно сравнить с увлекательной детской книжкой : есть здесь и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки…. Не пора ли и нам пролистать страницы этой музыкальной книги?

«Песня жаворонка» №22.

Какую певчую птицу можно услышать ранним весенним утром? Вы все, конечно, знаете соловья. Но соловей обычно поет вечером и ночью. Рано утром подает голос другой

пернатый певец – жаворонок.  Как же он выглядит? Вообще-то он двоюродный

 брат воробья  и  немного на него похож; только жаворонок чуть крупнее, чем воробей. Так же, как и воробьи, жаворонки любят купаться в пыли или в песке, чтобы почистить свои перышки. В мире существует 70 видов разных жаворонков. Они живут и в Австралии, и в Африке, и в Америке, а в нашей стране можно встретить целых 14 видов этих птиц. Спинка у жаворонков серая или коричневая с желтым, животик белый; в хвосте тоже попадаются белые перья. Головку венчает маленький хохолок, а над темными глазами

красуются светлые брови. Грудка у жаворонка широкая, с пестрыми коричневыми перьями; держится он всегда прямо, гордо выпятив грудь – точь-в-точь артист, который выходит на сцену, чтобы выступить перед публикой.

Селятся жаворонки на полях и лугах, иногда в горах и даже в тундре, где суровая зима длится больше полугода, а лето совсем короткое. Зато в лесу жаворонка нипочем не встретишь. Дело в том, что жаворонок гораздо чаще бегает, чем летает, поэтому любит открытые места, где нет деревьев. Лапки у него сильные, бегает он проворно и ловко, но на ветки почти никогда не садится: его  задние пальцы с длинными прямыми коготками не могут как следует  обхватить ветку. К тому же на земле жаворонок кормится маленькими жучками, куколками бабочек и семенами разных трав, а когда на полях созревает урожай, он не прочь полакомится пшеницей и овсом, Вместе с семенами жаворонки глотают – что бы вы думали? – мелкие камешки! Они помогают птичкам переварить пищу.

 Земля не только кормит жаворонка, но и прячет его от врагов. Неяркая окраска перьев, под цвет бурой земли или пожухлой листвы, помогает ему быть незаметным. Стоит жаворонку замереть – и он превращается  в невидимку, сколько ни смотри – увидишь только землю, прошлогоднюю траву или опавшие листья. Но вот враг – хищная птица или зверь – отвернулся,  отошел или улетел, и жаворонок снова мчится по своим делам, то поднимая, то опуская хохолок на голове.

Вот почему жаворонка так редко удается увидеть. А уж разыскать его гнездо того труднее. Бывает, жаворонки хитро прячут его под кочкой, в канавке, под пучком травы; чаще всего они строят гнезда на полях, засеянных пшеницей, рожью или овсом. Птенцы появляются на свет совсем беспомощными, зато растут необыкновенно быстро и через 10 дней уже выбегают из гнезда. И так умело прячутся в траве, что обнаружить  их никому не удастся!

Конечно, жаворонки не только бегают по земле: они стремительно летают , и лететь могут  долго не уставая. Но на них охотятся хищные птицы, например, соколы; а в воздухе жаворонку негде спрятаться – не то, что на земле. Но все-таки весной жаворонок каждый день поднимается высоко в небо. Знаете,  для чего? Чтобы петь!

Чайковский очень похоже изобразил удивительное пение жаворонка. Помните, какие звонкие трели он издает?  Эта небольшая птичка – один из самых талантливых  певцов в природе. Жаворонок запоминает голоса других птиц и даже некоторых животных и здорово им подражает. Он включает в свое пение то чье-то щебетанье или свист, то кваканье лягушки, то писк синицы. Каждый жаворонок поет свое свою собственную песню, и если слушать ее внимательно, можно догадаться, с какими птицами и животными ему довелось встречаться. В мае  его чудесная песня звучит почти круглые сутки. Поднимаясь ввысь с первым лучом восходящего солнца, жаворонок превращается в почти невидимую точку. Трепеща крылышками, он зависает на одном месте и начинает распевать так громко и заливисто, что его трели разносятся на много  километров. А если ввысь взмыли сразу несколько жаворонков, то кажется, что поет само небо!

Друзья, а знает ли кто-нибудь из вас стихотворение про жаворонка, которое написал Василий Андреевич Жуковский? В нем есть такие слова:

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая!

Я здесь пою приход весны!»

В мае, когда весна окончательно вступает в свои права, жаворонок распевает с самого утра до позднего вечера.

Роль музыкальных фестивалей и конкурсов в развитии творческих способностей детей

Музыкальное воспитание имеет важное  значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. А музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. Лишь опираясь на детские  музыкальные интересы и отталкиваясь от них можно ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребёнка, обогащать его музыкально – слуховые представления и музыкальный опыт посредством различных видов  музыкальной деятельности. Результатом такой работы станет становление основ  музыкальной культуры личности.

Важно определить возможности ребенка, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес.

Музыкальные способности дошкольников нужно развивать, независимо от изначальных способностей.

Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода

к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям  предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной  деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках,  концертах, участиях в разных конкурсах и фестивалях.

Сегодня в России проводятся самые разнообразные музыкальные конкурсы

различного уровня для детей всех возрастных категорий. Царящая на таких

мероприятиях атмосфера праздника позволяет участникам и зрителям погрузиться в мир высококачественной музыки, а также стать одним из эффективных средств формирования мотивации к обучению, к совершенствованию исполнительских умений и навыков учащихся. С другой стороны, проведение музыкальных конкурсов направлено на решение важной социальной задачи – выявление талантливых детей.

Конкурсная деятельность является значимым компонентом как образовательного процесса в целом, так и существенным звеном в индивидуальном развитии каждого

ребенка.

Можно утверждать, что систематически организованная конкурсная деятельность стимулирует детей продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям, к реализации своих творческих способностей.

Проведение конкурсов способствует созданию благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников, выявлению одарённых детей.

«Без творчества немыслимо познание

человеком своих сил, способностей, наклонностей…»      В. А. Сухомлинский.

                                                           

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...