Рисование ладошкой и пальчиками.
презентация к уроку (младшая группа)

Ирина Ивановна Русских

Знакомить с нетрадиционными техниками рисования.Развивать мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_ladoshkoy_i_palchikami.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР детский сад «Дружба»



Педагогический проект

для детей раннего возраста

Рисование ладошкой и пальчиками”

воспитатель МДОУ ЦРР

детский сад №31«Дружба»  

                                        Ожегова И.И.

г. Качканар 2023г.

«Рисование ладошкой и пальчиками»

Руководитель проекта: воспитатель Ожегова И.И.

Участники проекта: педагог, дети раннего возраста (2-3 лет) и их родители.

Актуальность:

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией».

Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога.

Например, отпечатки раскрытых ладошек пальчиками вниз может стать семьей осьминожек, нужно только дорисовать глаза и рот и нарисовать морское дно, отпечатав пальчиками камушки. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.

Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.

Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей:

  1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  2. воображения;
  3. глазомера;
  4. логического мышления;
  5. сенсорного восприятия;
  6. волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;

Из всего сказанного следует, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.

Цель: Формирование у детей раннего возраста интереса к нетрадиционным способам рисования, развитие мелкой моторики рук, желание действовать самостоятельно.

Задачи:

  1. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (пальчиками и ладошкой);
  2. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности (рисунок), интересен другим (воспитателю, детям, родителям);
  3. Развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов;
  4. Развивать мелкую моторику и речь детей с помощью пальчиковой гимнастики;
  5. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Тип проекта: Художественно-творческий.

Срок реализации: долгосрочный (1 год).

Ресурсы проекта: Методическая литература, книжные и другие иллюстрации с изображением разных сюжетов и предметов в соответствии с тематикой занятий перспективного планирования; материал: пальчиковые краски магазинные или изготовленные в домашних условиях  гуашь, акварель, матерчатые салфетки, листы бумаги, картона, пластиковые тарелочки на каждого участника проекта, картотека потешек и пальчиковых игр.

Методы и приёмы:

  1. Практический метод (работа детей с красками).
  2. Наглядный метод (использование образца, рассматривание отдельных предметов, наблюдение явлений в природе).
  3. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, использование словесного художественного образа, слова).

Приёмы рисования:

- пальчиками («примакивания» и «тычок»);

- ладошкой («примакивание» и «слияние цветов»).

Прогнозируемые результаты:

Рисование поможет малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети будут выражать свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробудят эмоциональную отзывчивость, воспитают у детей чувство прекрасного, будут формировать трудолюбие, разовьют восприятие, мышление, внимание память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи.

Заинтересовать детей поможет и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Дети, раннего возраста в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Рисование нетрадиционными техниками рисования позволит учитывать индивидуальные особенности развития детей и поможет каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками поможет развить творчество, воображение.

Ожидаемый результат работы: Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений; Интерес к творческому процессу, к изобразительной деятельности; Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей

Этапы реализации проекта:

1.подготовительный, погружение в проект:

- Изучение методической литературы.

- Оформление информации для родителей. Консультация для родителей: «Рисование с детьми нетрадиционными способами»

Приложение № 1

Консультация для родителей

«Рисуем с детьми нетрадиционными способами»

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.

П. Пикассо

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п. А в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксография, монотипия, живопись по мокрому слою бумаги, оттиск пенопласта, набрызги и т. д.

Рисование мыльными пузырями

Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.

Выдувание трубочкой

Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее) .

Рисование пальчиками

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки или свеча + акварель

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

Печать по трафарету

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

Кляксография обычная.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование шерстяной ниткой.

В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым.

Печать листьев.

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Приложение №2

Перспективный план занятий

Месяц

Тема занятий по художественному творчеству (рисованию нетрадиционной техникой)

Пальчиковые игры:

Ноябрь

1 «Солнышко лучистое»

(рисование ладошками и

2 «Дождик и грибок»

(рисование пальчиками)

3 «Ёжик»

(рисование ладошкой)

«Солнышко-вёдрышко»

«Дождик, дождик»

«Жил ежонок на опушке».

Декабрь

1. «Закат»

(рисование пальчиками)

2. «Ночь и звёзды»

(рисование пальчиками)

3. «Рыбки в аквариуме»

«Этот пальчик хочет спать»

«Тише, тише не шумите,

пальчики не разбудите»

«Рыбки плавают в водице»

Январь

1. «Новогодний сюрприз»

(рисование ладошкой)

2. «Божьи коровки»

(рисование пальчиками)

3. «Весёлые бабочки»

(рисование ладошкой)

«Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются»

«Жучок летит, жужжит…»

«Гусеница»

Февраль

1. «Волшебный цветочек»

(рисование пальчиками)

2. «Морское путешествие»

(рисование пальчиками)

«Цветок»

«Пароход плывёт по морю»

Март

1. «Зимой в лесу»

(рисование пальчиками)

2. «Весёлая птичка»

(рисование пальчиками)

3. «Во дворе»

(рисование ладошкой)

«Зайка»

«Маленькая птичка прилетела к нам»

«Цыплята клюют зёрнышки»

Апрель

1. «Лошадка»

(рисование ладошкой)

2. «Пасхальное яйцо»

(рисование пальчиками)

«У лошадки вьётся грива»

«Награди нас подарком

Рецепт пальчиковых красок.

Для их приготовления понадобится:

1 стакан муки

4 ст. ложек соли

2 ст. ложки растительного масла

пищевые красители

вода

Смешать все компоненты блендером, чтобы получилась смесь до консистенции сметаны. Для придания цвета использовать пищевые красители. Пальчиковые краски готовы!

Приложение №3

Пальчиковые игры

для детей раннего возраста

(2-3 года)

***

Тук – тук, улитка/сжать кулак и положить его на стол, другим сжатым

кулаком стучать по первому/,

Высуни рога /из нижнего кулака освободить средний и указательный пальцы и чуть пошевелить ими, будто улитка рожками/!

Дам тебе я хлеба /вытянуть вперед обе ладони/

И кружку молока /ладони сложить чашечкой/.

***

Жил-был зайчик - /хлопать в ладоши/

Длинные ушки /три пальца в кулак, указательный и средний – ушки/.

Отморозил зайчик /сжимать и разжимать пальцы обеих рук/

Носик на опушке /потереть нос/.

Отморозил носик /сжимать и разжимать пальцы обеих рук/,

Отморозил хвостик /погладить кобчик/

И поехал греться /крутить руль/

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо /разжимать кулаки обеих рук/,

Волка нет /хлопать в ладоши/,

И дают морковку на обед /поглаживать живот ладонью ведущей руки

по часовой стрелке/.

***

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - "Ура!"

В детский сад идти пора!

/Загибать пальцы поочерёдно в кулак. Разогнуть пальцы/.

***

Тише! Тише! Не шумите! /Поглаживать кулак одной руки/

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать! /Разогнуть пальцы /.

***

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде /плавные движения кистями/.

То сожмутся, разожмутся /сжать кулаки/,

То зароются в песке /"мыть" руки/.

***

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка

/Обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать (как ковшик), а большие пальцы поднять вверх/.

***

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

/Ладони от себя, пальцы пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальцы выставлять вперед/.

***

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

/Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши/.

***

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

/Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении/.

***

Жук летит, летит, жужжит

И усами шевелит.

/Пальцы в кулак. Указательный и мизинец развести в стороны, ребенок шевелит ими/.

***

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошка.

/Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить от себя и переплести, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими/.

***

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

/Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному/.

***

На горе мы видим дом /сложить домик из ладоней:/

Много зелени кругом /волнообразные движения руками/

Вот деревья, вот кусты /соединить ладони в вытянутый и круглый шарик/

Вот душистые цветы /сложить ладони в виде бутона чаши/.

***

Бабочка – коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки,

На березовой ветке.

/Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые «Бабочка сидит»

***

Вырос высокий цветок на поляне, /запястья соединить, ладони развести

в стороны, пальцы слегка округлить/

Утром весенним раскрыл лепестки. /развести пальцы рук/

Всем лепесткам красоту и питанье /ритмично двигать пальцами

вместе- врозь/

Дружно дают под землей корешки. /ладони опустить вниз, тыльной

стороной прижать друг к другу, пальцы развести/.

***

Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды / Хлопать в ладоши/ ,

Чисто умываемся, /Совершать интенсивные моющие движения

обеими ладонями/.

Маме (друг другу) улыбаемся. /«Мыть» лицо, растирать уши.

Улыбаться/.

***

Ежик маленький замерз, /Прижать пальцы – ежик убрал иголки/.

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело –

Ежик развернулся! / Выпрямить пальцы – ежик показал колючки/.

***

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

/Предложить детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождать четверостишием/.

***

У павлина хвост красивый,

Яркий, длинный и большой.

Перья веером раздвинул —

Курам хвастаться пошёл.

/Поднять ладонь и раздвинуть пальцы - это «хвост» павлина/.

***

Награди нас подарком / Руки развести в стороны/,

Не жалей, не береги / Грозить указательным пальцем/,

По яичку одели.

Нам гостиница поднесешь – /Руки вытянуть вперёд/

Свое счастье сбережешь /Руки прижать к груди/.

                           Список использованной литературы:

1.Е.Косинова «Гимнастика для пальчиков» от 6 месяцев до 6 лет. Изд. «ЭКСМО» Москва 2009г.

2.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования».

3.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010г.

4.И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий с детьми раннего возраста. Тема: «Рыбка, рыбка – где живешь?» (нетрадиционная техника рисования ладошками и пальчиками)

на данном занятии закрепяется умение рисовать ладошками и пальчиками, умение правильно пользоваться гуашью. знакомство детей с тремя основными цветами краски красный, желтый, синий, и дополнительными ...

«Образовательная деятельность во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию, нетрадиционные техники рисования» Тема: «Цветы» Рисование ладошками и пальчиками

middot;  Знакомить детей с техникой рисования ладошкой и пальчиками. Развивать сенсорное восприятие, воображение, общую и мелкую моторику рук....

"Рисование ладошкой и пальчиками"

Консультация для родителей...

Коллективная работа в первой младшей группе «Зимушка-зима» (рисование ладошками и пальчиками)

Коллективная работа в I младшей группе «Зимушка-зима» (рисование ладошками и пальчиками)...

Статья "Нетрадиционная техника рисования: Рисование ладошкой и пальчиками"

Детям младшего дошкольного возраста ещё трудно справляться с кисточкой для рисования. и мир творчества им могут раскрыть их собственные ладошки и пальчики. А мы, взрослые, можем им в этом помочь!...

Нетрадиционная техника рисования. Рисование ладошками и пальчиками

Нетрадиционная техника рисования. Рисование ладошками и пальчиками. Процесс рисования очень полезен для детей. Он развивает внимание, память, мелкую моторику и воображение. Пальчиками и ладошками мо...

Презентация к нетрадиционной технике рисования. Рисование ладошками и пальчиками «Яблонька».

Интересная презентация для детей по нетрадиционной технике рисования.Цель: знакомство с нетрадиционными техниками рисования пальчиками и ладошками.Задачи: развивать творческое воображение, вниман...