Методическое пособие игр и упражнений на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста (от рождения до трех лет)
консультация (младшая группа)

Важное условие результативного использования игр и упражнений в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Следует учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие игр и упражнений

на развитие мелкой  моторики

для детей раннего возраста

 (от рождения до трех лет) 

Подготовил: логопед МБДОУ «Детский сад № 7»

Нефедова Е.В

     

Троицк 2023г.

Важное условие результативного использования игр и упражнений в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Следует учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Игры и упражнения расположены в порядке постепенного усложнения и представлены в приложениях по разделам:

  1. РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ (Приложение 1).
  2. ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК (Приложение 2).
  3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (Приложение 3).

Я рекомендую их использовать как педагогам, так и родителям в обучении детей раннего возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ

Коррекционную работу по развитию зрительно-двигательной координации рук начинаем с простых упражнений на развитие хватания.

“ПОЙМАЙ ШАР”

Материал: шар надувной, веревка или леска для подвешивания шара.

Ход игры: 1. шар, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.      

                    2. шар бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками

                    3. шар бросают справа, слева.

“ГОРКА ДЛЯ ШАРИКОВ”

Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина. 

Ход игры: шарики скатывать с желоба в корзинки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК

“ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ”

Ход игры: родитель хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.

 развернуть таблицу

“Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки!
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопошки!
Где вы бывали?
Что вы видали?

Рылись мы в песочке,
Пекли пирожочки.
Вот-так, вот-так
Пекли пирожочки.”

“БОЛЬШИЕ – МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ”

Ход игры: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если “большие ноги”, то передвигаем медленно и сопровождаем словами: “Большие ноги шли по дороге”. Если говорим быстрее – “маленькие ножки бежали по дорожке” (пальцы двигаются быстрее).

“СОРОКА-БЕЛОБОКА”

Ход игры: взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

“Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой).”

“ПАЛЬЧИК ТОПАЛ ПО ДОРОЖКЕ”

Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Ход игры: взрослый показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:

“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-оп!”

Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “

“КЛУБОК”

Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.

Ход игры: взрослый рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: “Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!”. Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

“ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ”

Материал: мелкие предметы (пуговицы, мелкие игрушки из “сюрпризного яйца”, мозаика, крышки маленькие различного цвета и формы), сосуд.

Методический приём: показ пальцев рук, сложенных щепотью, бросить мелкие предметы в сосуд, обратить внимание детей, что второй рукой педагог держит сосуд.

Усложнение: поочередно бросать предметы левой, правой рукой.

“ПРОКАТИ ШАРИКИ”

Материал: по 4 шара желтого и зеленого цвета, 2 коробочки соответствующего предметам цвета; лоток для скатывания шаров. Шары большие и шарики маленькие.

Ход игры: ребенок сам сортирует шары по цвету и скатывает их. Взрослый показывает, как брать щепотью и класть их на верхний конец желоба; показывает, как нужно ловить движущийся предмет: округлить ладонь, сделать ее лодочкой, при приближении обхватить шар, соединить левую и правую руки.

Усложнение: шары большие и маленькие; цвет шаров: зеленые -желтые, синие - красные.

“ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ”

Материал: коробочки одинаковой формы, но разной величины, разные по цвету.

Усложнение:

закрывает коробочки, разные по форме (выбор из двух);
закрывает коробочки, разные по величине;
закрывает коробочки, разные по цвету.

“ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ”

Материал: баночки с прорезями:
1) для геометрических форм;
2) для разноцветных крышек;
3) для колпачков от фломастеров.

“ОБВЕДИ И НАРИСУЙ”

Материал: шаблоны для обрисовывания: ёлочка, заяц, медведь, яблоко и др. предметы.

Ход игры: вначале рассмотреть шаблоны, научить ребенка видеть целостный предмет в шаблоне. Если ребенок затрудняется соотнести шаблон с картинкой, то помочь обвести указательным пальчиком контур предмета (по шаблону); затем ребенок обводит контур карандашом по шаблону совместно со взрослым и, наконец, ребенок действует самостоятельно.

“ЛОТО”

(предметное, геометрическое)

Материал: лото, на каждой карточке по 6 картинок с изображениями знакомых предметов; лото, на каждой карточке по 6 картинок с изображениями геометрических фигур.

Ход игры: ребёнок рассматривает карточки, по слову находит заданный предмет и накладывает на предмет, который нарисован на карточке.

Усложнение: выбор предметов по цвету.

“СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК УЗОР, ПРЕДМЕТ”

Материал: палочки счетные цветные, предметные картинки с изображением предмета и схема выкладывания предмета палочками.

Ход игры: взрослый рассматривает предмет вместе с детьми, показывает как надо выложить на столе данный предмет, затем дети выполняют самостоятельно.

Усложнение: при выкладывании предмета учитывается его цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по теме "Адаптация в саду детей раннего возраста"

В материале представленны наиболее  часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в детский сад, в нем даны ответы ,как сделать жизнь ребенка в саду наиболее увлекательной, интересной и,коне...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста".

Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.Цель: Упражнять детей  в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.Ход...

Методическая разработка "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка иформирование его представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и та...

Примерная технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста

Примерная технологическая картаанализа  методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста...

Методическая разработка Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пеленок»

    Программа составлена на основе Интерактивной программы «Говорим с пеленок» (Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко)      Отличительная особенность данного ц...