Советы родителям - Игры с логическими блоками Дьенеша
учебно-методический материал (старшая группа)
Советы родителям - Игры с логическими блоками Дьенеша
Игры с логическими блоками Дьенеша
Теги: развивающие методики
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam.docx | 15.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям » Педагогический навигатор » Методика Дьенеша » Игры с логическими блоками Дьенеша
Игры с логическими блоками Дьенеша
Теги: развивающие методики
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Знакомство с блоками Дьенеша
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
Игры и упражнения с блоками
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предведущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
цвет обозначается пятном
величина - силуэт домика (большой, маленький).
форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.
Затем задания с карточками постепенно усложняются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов
Опыт работы с детьми с использованием логических блоков Дьенеша.Основная цель использования дидактического материала. Знакомство с приёмами эфективной работы.Игровые упражнения используемые в работе....
Игры с логическими блоками Дьенеша
В статье дается описание развивающей игры "Блоки Дьенеша, краткое описание теории шести стадий изучения математики З.Дьенеша, рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей ...
Дидактические игры с логическими Блоками Дьенеша
В моей консультации представлены игры с Блоками Дьенеша, которые в игровой форме помогут ребенку освоить геометрические фигуры, форму, размер предмета. Развить сенсомоторную способность, мыслительные ...
Консультация для родителей на тему: «Логические блоки Дьенеша: учимся играя».
Консультация для родителей на тему:«Логические блоки Дьенеша: учимся играя»....
Консультация для родителей группы раннего возраста «Играем с логическими блоками Дьенеша»
Консультация для родителей группы раннего возраста «Играем с логическими блоками Дьенеша»...
Консультация для родителей «Играем с логическими блоками Дьенеша»
Каждая мама и каждый папа мечтают о том, чтобы их любимый малыш рос умным и был всесторонне развит. А желание каждого малыша – играть в разные интересные игры. Ра...
Технологическая карта мероприятия для родителей «Играем с логическими блоками Дьенеша»
Технологическая карта мероприятия для родителей«Играем с логическими блоками Дьенеша»...