Практикум для родителей "Воспитываем ребенка с учетом его темперамента"
материал

Димитрюк Наталья Владимировна

Разница в темпераментах между родителем и ребенком может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, если Вы определите, какой тип темперамента у него более выражен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prktikum_dlya_roditeley_temperament_rebenka.docx274.24 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум  для родителей

«Воспитываем ребенка с учетом его темперамента».

https://detkisuper.ru/wp-content/uploads/1/2/9/1295fbbeb3ef4bc74eb49fa5c41133a2.jpeg

       Темпераментом человека называют совокупность индивидуальных особенностей личности. Темперамент задан человеку от природы, у каждого человека свой темперамент.

         Темперамент зависит от свойств нервной системы, которые формируются у ребенка к возрасту 5-6 лет. Хотя уже с рождения дети проявляют себя по-разному. Одни беспрерывно кричат и больше бодрствуют, другие спокойно, неторопливо и долго сосут материнскую грудь и быстро засыпают.

          Темперамент определяет активность ребенка, интенсивность его деятельности и реакцию на окружающую жизнь. Обычно выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В каждом темпераменте есть много хорошего, поэтому нельзя говорить, что один из темпераментов лучше, чем другой. Ведь у каждого ребенка свои особенности поведения, который помогает ему стать индивидуальным и неповторимым. Чистых типов темперамента практически не встречается. Можно говорить о доминировании одного из типов темперамента у ребенка. От темперамента зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Поэтому очень важно в воспитании детей учесть доминирующий тип темперамента у малыша и таким образом помочь ему стать сильной личностью. В случаи если у мамы и ребенка темпераменты резко отличаются, то это ведет к непониманию и строгому воспитанию со стороны матери. Мать требует у ребенка быть лидером, быстрее одеваться, общаться со сверстниками и так далее. В силу своего темперамента ребенок не может удовлетворить требования родителя и между ними возникают конфликтные отношения. Чтобы избежать этого, взрослые должны подстроиться под темперамент ребенка. В противном случае у ребенка развивается комплекс неполноценности.

       Давайте рассмотрим все четыре типа темперамента подробнее:

  1. Сангвиник. Сангвиники оптимисты по жизни, они готовы идти на компромиссы и риски. Они быстро адаптируются в незнакомом месте, быстро сходятся со сверстниками и мгновенно усваивают новые информации. Они деловиты, собраны и любознательны. Дети-сангвиники быстро засыпают, просыпаются в хорошем настроении, наказания быстро забывают. Они любят подвижные игры, любят быстро говорить, фантазировать и жестикулировать. Они добрые и не жадные. Однако они часто бывают рассеянными и неаккуратными. Настроение у ребенка веселое и жизнерадостное. Ребенка-сангвиника трудно заставить сделать то, чего он не захочет сам. Он скорее проигнорирует требование родителей и продолжит заниматься своим делом. Стремление к лидерству у таких детей проявляется в раннем детстве, если родители будут учить его терпеливо к упорству, то они вырастают успешными людьми. При неправильном воспитании оптимизм сангвиника может перерасти в легкомыслие и непостоянство.

       2. Холерик. Если ваш ребенок задиристый и часто горячиться, вступая в конфликты, то по темпераменту он холерик. Холерики испытывают гнев и страх, все воспринимают в штыки и не терпят физических наказаний. А вот замечания пропускают мимо ушей. Они постоянно нуждаются в общении и новых впечатлениях. Балуются, любят играть в шумные игры и часто бывают возбуждены. Говорят громко и быстро. Новую информацию быстро запоминают, но также быстро и забывают. К новому коллективу приспосабливаются легко, но вот засыпают и просыпаются трудно. Уже с детства родители должны ребенка-холерика учить играть спокойные игры, развивающие наблюдательность и внимание. Надо помочь ребенку выбрать хобби и направить его буйную энергию в полезное русло, развивая в нем сдержанность и настойчивость.

       3. Флегматик. Флегматики с рождения спокойные, медлительные и сдержанные. Они очень медленно сосут грудь, спят долго и редко плачут. Чуть позже они предпочитают играть в спокойные игры и любят быть незаметными среди остальных сверстников. Они не любят перемены обстановки, новую информацию усваивают долго. Засыпают флегматики быстро, но просыпаются трудно и долго ходят утром вялыми. Родители ребенка с таким типом темперамента должны стараться развить в нем любознательность и инициативность, показывая ему пример свои поведением. Если родители будут активно радоваться жизни и позитивно смотреть на все происходящее, то ребенок обязательно это у них переймет

       4. Меланхолик. Меланхолики нерешительные, робкие и замкнутые. Они тревожатся по мелочам, расстраиваются очень быстро и переживают по пустякам. Говорят они тихо, неуверенно, но выразительно. Очень тяжело адаптируются к новым условиям, не любят ходить в садик и в школу. Новая информация усваивается ими тяжело, они быстро устают от учения и все время отвлекаются. Родители меланхолика должны с пониманием относиться к его темпераменту, нельзя его ругать, приказывать и наказывать. С таким малышом надо больше разговаривать, обсуждать увиденное и услышанное, учить его самостоятельности и смелости.

Анкета для родителей

«Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»

1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромисность,  гибкость, 
деловитость, общительность, собранность.

б) Спокойствие, медлительность, неторопливость, обстоятельность, солидность, малоэмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие.

в) Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность.

г) Робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлитлительность, отвлекаемость.

2. Какие эмоции ваш ребёнок переживает особенно сильно?

а) В основном положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций на окружающее; тяготеет  к положительным эмоциям.
в) В основном -  гнев, страх; эмоции проявляет бурно.
г) Основная -  страх.

3. Какой уровень тревожности у вашего ребёнка?             

а) Средний.
б) Низкий.
в) Средний, низкий.
г) Высокий.

4. Как переносит ваш ребёнок наказание?

а) Спокойно.
б) Без эмоций.
в) Словесные – спокойно, остальные – с бурными реакциями протеста.


5. Как ведёт себя ваш ребёнок в непредвиденной ситуации?

а) Любопытен.
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться.
г) Пытается избежать этого события.


6. Какие игры ваш ребёнок предпочитает?

а) Любые, но чтобы « жизнь била ключом».
б) Спокойные, тихие, уединённые.  
в) Шумные, азартные, с шалостями и баловством.
г) Тихие, уединённые – в среде незнакомых людей, шумные, только с кем то из близких.


7. Общителен ли ваш ребёнок?

а) Чувствует себя везде, как дома; любит общество детей и взрослых.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.


8. Как оценивают вашего ребёнка его сверстники? Он лидер или нет?

а) Душа компании (по выбору детей).
б) Неавторитетен среди сверстников, изгой в их обществе, точно не лидер.
в) Сверстники относятся к нему по-разному, сам предлагает себя на роль лидера.
г) Авторитетен только среди очень малочисленных друзей, не лидер.


9. Как часто у вашего ребёнка меняются друзья?

а) В зависимости от ситуации.
б) Практически ни когда.
в)  Всё время, постоянно.
г) Очень редко.

10. Как ваш ребёнок усваивает новое?

а) Легко и просто.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Всё схватывает на лету, но также быстро забывает. 
г) В зависимости от благоприятных / неблагоприятных обстоятельств.


11. Как быстро ваш ребёнок запоминает сказку или стихотворение? Как долго их помнит? Улавливает целое или только детали?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго.
б) Медленно, но схватывает целое, почти не забывает.
в) Очень быстро схватывает детали, забывает через короткий срок.
г) По – разному, вникает во все мелочи.

12. Какова степень утомляемости вашего ребёнка?

а)  Средняя (устаёт соответственно деятельности).
б)  Низкая (практически не устаёт).
в)  Средняя, иногда высокая (устаёт в зависимости от выплеска эмоций).
г)  Высокая (устаёт от малейшей деятельности).


13. Легко ли ваш ребёнок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда, уже в 3 года полностью сам себя обслуживает.
б) С трудом (возрастные навыки формируются очень медленно, но надолго).
в) Соответственно возрасту (предпочитает делать только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво.


14. Какие движения преобладают у вашего ребёнка?

а) Движения уверенные, точные ритмичные.
б) Движения неторопливые, «солидные», например, на стул садиться основательно.
в) Движения прерывистые, резкие, как будто кто-то гонится за ним (не может усидеть на месте).
г) Движения неуверенные, неточные, суетливые, например, садится на стул только на краешек. 


15. Какая речь у вашего ребёнка?

а) Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами, предпочитает положительно окрашенные слова.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова обычно разделяют паузы; предложения чаще всего нейтральны.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова .
г) Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».


16. Как спит и засыпает ваш ребёнок?

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал .
в) Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением: от самого хорошего до самого плохого, в  зависимости какие ждут его дела.
г) Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.


17. Как ваш ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?

а) Адоптировался легко и быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.
в) Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.
г) Пока не мог адоптироваться. Адоптировался с трудом.


Итоги анкетирования :

Если  большинство ответов: 

а) Ваш ребёнок – сангвиник,
б) Ваш ребёнок – флегматик,
в) Ваш ребёнок – холерик,
г) Ваш ребёнок – меланхолик.


Рекомендации по воспитанию детей с разными типами темперамента:

https://medaboutme.ru/upload/medialibrary/bf9/shutterstock_74479852.jpg


САНГВИНИК:

-стремитесь выработать у ребёнка устойчивые интересы;
- учите терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;
- как можно больше поощряйте за нравственные поступки;
- искореняйте небрежность при выполнении разных занятий;
- учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства.


ФЛЕГМАТИК:

- попытайтесь выработать у ребёнка самостоятельность и инициативность;
- учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и распределять рационально время;
- не ругайте ребёнка за медлительность, применяйте игровую деятельность, где требуется быстрота реакции, например, игры наперегонки, но всё это делайте в разумных пределах, поощряйте ребёнка за правильное выполнение правил игры;
- учите полнее выражать эмоции и чувства;
- постарайтесь, привить навыки общения, и развивайте коммуникабельность;
- пробудите у ребёнка сообразительность и воображение;
- следите за тем что – бы ребёнок меньше был инертным, вялым, чаще «тормошите» его , иначе вялость может переродиться в леность.


ХОЛЕРИК:

- замедляйте  темп действий вашего ребёнка разными «препятствиями»;
- направляйте энергию вашего ребёнка на какие – нибудь нужные дела;
- учите ребёнка  обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;
- воспитывайте настойчивость и сдержанность, собственным примером;
- гасите любую агрессивность;
- подберите своему ребёнку (с помощью педагога) игры спокойные, укрепляющие процессы торможения, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций;
- учите вежливости с помощью требований, а не уговоров.


МЕЛАНХОЛИК:

- не требуйте от ребёнка того, что он не может выполнить, приказы с вашей стороны замедляют его действия;
- старайтесь поддерживать, одобрять, быть с ребёнком мягким и ласковым;
- нацеливайте лишь на посильные задания и помогите их выполнить полностью и вовремя;
- учите преодолевать робость и застенчивость, искореняйте в нём неуверенность в себе;
- воспитывайте инициативность, общительность, доверчивость и смелость;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Рекомендации родителям: «Как вести себя с ребенком, с учетом его темперамента»

Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента.Темперамент &ndash...

Режим дня ребенка с учетом типа темперамента

Буклет: Режим дня ребенка с учетом типа темперамента...

Воспитание ребенка с учетом его темперамента (меланхолик)

Буклет содержит краткую информацио о темперамента, типах темперамента, особенностях воспитания ребенка -меланхолика....

Воспитание ребенка с учетом его темперамента (холерик)

Буклет содержит информацию о темпераменте, типах темперамента, особенностях воспитания ребенка -холерика....