консультация для родителей "говорим правильно"
консультация (старшая группа)
консультация знакомит родителей как правильно говорить с ребенком, как проверить уровень развития речи детей, также родители познакомятся с гимнастикой для язычка и комплексом массажа для язычка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_govorim_pravilno.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №101»
Консультация для родителей
«Говорим правильно»
Подготовила : воспитатель 1кв.категории
Лебедева Е.Н
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен. Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения
Говорите с ребёнком правильно
Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить вежливо, не допускать повышенного тона, раздражительного голоса. Чистый , звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры человека, служат хорошим примером для дошкольников. Речь взрослых должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой. Очень важно, чтобы дети слышали выразительную речь не только в детском саду, но и дома. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нежно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. Детям, говорящим тихо, надо напоминать о необходимости говорить погромче и наоборот.
Манера говорить на повышенных тонах, пискливым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и избавить их от этого недостатка бывает очень трудно.
Очень важно учить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учётом условий общения, употреблять «вежливые слова»:спасибо, извините, пожалуйста и т.д.
Взрослые должны поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом.
Обратите внимание на существующие правила речи:
- Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику, это поможет говорить смело и уверенно. Не спеши с ответом, сначала проговори ответ про себя.
- Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить. Говори на выдохе. Воздух расходуй на гласные звуки, чётко артикулируя их.
- Гласные звуки произноси широко и громко. Согласные звуки произноси легко, без нажима. В каждом слове выделяй ударный звук. Произноси его громче и протяжнее.
- Строго выдерживай паузы между предложениями. Длинные предложения дели. Выдерживай паузу и делай новый вдох.
- Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
- Держись всё время спокойно, не напрягаясь. Говори чётко, громко, выразительно.
- Всегда и везде при разговоре соблюдай речевые правила.
Спокойный голос, доброжелательный тон взрослых не только по отношению к детям, но и друг к другу должны стать нормой любой семьи.
Существуют ли нормы развития речи ребёнка?
Твёрдых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого малыша индивидуален.
Тем не менее есть определённые ориентиры, о которых родители должны знать.
Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: "Я не пойду гулять, потому что на улице дождь"
Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: "Какого цвета мяч?" - он ответит "класного", вместо "красного", - всё в порядке, хуже, если вы услышите "класная". В 3 года ребёног должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребёнка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки - "р" или шипящие.
Как проверить уровень развития речи?
∙ Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе. "Кто здесь нарисован?" "Что делает?" "Какого цвета игрушка?" Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок.
∙ Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (красный, нет красного шарика, беру красную сумочку и т. д)
∙ Неправильно произносит звуки? Чётко определите какие. Например, шипящие, значит на картинках будут шарик, мишка, щенок и т.д.
∙ Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие. Поправляйте ребёнка чётко произносите слово. Запишите на магнитофон, как ребёнок его произносит и дайте ему прослушать. Малыш ещё не научился слышать самого себя, такая запись поможет ему осознать свою ошибку.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов.
Советы логопеда
∙ Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетичеки правильно оформленной, не следует искажать слова, иммитировать детскую речь
∙ Обращайте внимание на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка
∙ Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите мишку и спросите: "Кто к нам пришёл в гости?", и ребёнок даёт полный ответ: "К нам в гости пришёл мишка".
∙ Используйте игру "Чего не стало?". (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)
∙ Используйте игрушка для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос: "Где игрушка?", используя предлоги. "Мишка сидит НА стуле" )
∙ Учите малыша самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем ответить на вопросы:
- Что это? (Кто это?)
- Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки?)
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
∙ Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего)
∙ Учите подбирать слова к определённым глаголам ("Кошка бежит. А кто ещё может бегать?" и т. д.)
∙ Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику
Гимнастика для язычка
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё "непослушный" язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и согласованности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
∙ "Как идёт лошадка?" Предложите малышу пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Придумайте игру, например: вот идёт лошадка, цокает копытами: цок-цок-цок. Слышишь, побежала, а теперь бежит быстро-быстро. Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
∙ "Сердитый индюк" Покажите картинку (игрушку), пусть малыш вообразит себя сердитым индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки "бла-бла-бла". Такая "болтушка" развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
∙ "Верблюжонок плюётся" Для правильного произношения многих звуков нужно, чтобы на язычке образовался желобок. Предложите ребёнку поплеваться, но без звука и без слюны. Пусть посмотрит в зеркало, получается ли у него ямка на язычке.
∙ Упражнения для губ: "Улыбка", "Заборчик", "Хоботок", "Трубочка" (удерживать, считая до 5). Хорошо иметь перед ребёнком зрительный ориентир - картинку: заборчик и положение губ, зубов и т.д.
∙ Упражнения для языка: "Блинок", "Лошадка", "Грибок", "Трубочка".
∙ Упражнения для развития речевого дыхания. Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Попеременно показываем две картики: нос, рот. Ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.
Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите игры: "Подуй на листочек (снежку, цветок)" изображение предмета на нитке. "Ветер подгоняет кораблик " (дем на бумажный парус). "Мыльные пузыри" и т.д.
Массаж язычка
- "Покусать язычок"
- "Язычок вырывается, а зубки стараются удержать"
- Расслабить язык "наказать непослушный язычок "
Через неделю, две ежедневных занятий с малышом вы увидите результаты. Если перемены заставляют себя ждать, стоит обратиться за консультацией к логопеду.
Следует помнить занятия по исправлению дефектов речи обычно начинаются с 5 лет. Тем не менее помочь ребёнку, как можно раньше развить его артикуляционный аппарат это совместная задача родителей и педагогов группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....