Консультация для родителей:"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Лесная Анна Михайловна
итание детей младшего возраста через восприятие Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. На занятиях по сенсорному воспитанию ребенок знакомится с такими образцами, как цвет (красный, желтый, зеленый, синий), геометрическая форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, средний, маленький). В овладении сенсорными эталонами как средством восприятия можно выделить несколько этапов: Этап – появление предметных предэталонов, когда при восприятии одного предмета другой используется в качестве образца (например, треугольные предметы называют крышами). Обычьно это происходит на третьем году жизни. Последующие этапы характерны для четвертого года жизни ребенка. Этап – переход от использования предэталонов к применению собственно эталонов; средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образцы их свойств (основные цвета, геометрические фигуры, величина). Этап – более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических фигур, отдельными параметрами величины. Процесс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию. Существует три вида действий по использованию сенсорных эталонов, т.е. перцептивных действий. Самыми простыми являются действия идентификации, т.е. установления тождества какого – либо качества воспринимаемого объекта эталону. Наиболее трудными для дошкольников являются действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, “раскладывание” их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета. Развитие сенсорных способностей дошкольника сконцентрировано в одном возрастном этапе, во второй младшей группе, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия. Сенсорные задачи, как правило, включены в интересную для детей деятельность (игру, экспериментирование, продуктивную деятельность). Здесь дети оказываются перед необходимостью выделять то или иное свойство предмета, что является значимым для успешного выполнения данной деятельности. Другими словами, интерес к усвоению эталонов возникает у самих детей, так как знание эталонов определяет успех игровой или практической деятельности. При таком подходе постепенно у детей появляется собственный познавательный интерес, который приходит на смену игровому интересу. В результате ребенок начинает пользоваться эталонами представлениями для анализа свойств предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, дети могут использовать их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств вещей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие. Использование «сенсорных коробок» для детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах  и т.д.

Сенсорное развитие обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с воприятия.

Сенсорное развитие – с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений.  Младший дошкольный возраст, как и ранний, – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее ребенка, вызывает исследовательский интерес. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: дети охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

Поэтому очень важно предоставить ребенку весь спектр впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить интенсивнее, и поможет тренировать способности его органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Сенсорные ощущения классифицируются на:

- визуальные;

- осязательные;

- обонятельные;

- слуховые;

- вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

- размере;

- форме;

- цвете;

-  звуках;

- вкусе;

- запахе.

Насильно заставлять ребенка развиваться, конечно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в максимально доступной для его понимания форме – форме игры. Задача родителей и педагогов – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.

 В этом деле «сенсорная коробка» – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, мять, прятать и отыскивать предметы. Игры в «сенсорной коробке» развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

«Сенсорная коробка» – это емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом. В коробку (контейнер) с крупой (или другим тактильным содержимым) добавляем игрушки, разные мелкие фигурки, предметы, и играем. Крупа – прекрасное наполнение для «сенсорной коробки». Подойдет любая крупа, имеющаяся в доме. Для таких игр лучше выделить специальное место (чтобы крупа не валялась по всему дому).

Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана развивать и обогащать чувственный опыт вашего ребенка. Варианты игр:

  1. Пересыпать крупу из одной емкости в другую с помощью небольшой кружки; перекладывать с помощью ложки.
  2. Искать в крупе клад – мелкие игрушки.
  3. Искать в крупе мелкие игрушки, орехи с помощью ситечка.
  4. Сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру.
  5. Организовать пространство для сюжетной игры (используя мелкие игрушки, конструктор и т.д.)

Такие игры не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.

Какие же задачи решают игры с «сенсорной коробкой»?

  1. Сенсорное познание предметов и веществ;
  2. Развитие мелкой моторики;
  3. Развитие чувственного восприятия;
  4. Развитие фантазии и воображения;
  5. Медитативный и успокоительный эффект;
  6. Замечательный способ времяпрепровождения.

Примеры «сенсорных коробок»:

  1. «Море». Наполнение: рис, окрашенный в голубой цвет; разнообразные ракушки, морские звезды, «сокровища» (спрятанные в крупе синие кристаллы).
  2. «Сортировка». Наполнение: окрашенный рис, кристаллы четырех цветов: (красный, синий, желтый, зеленый). Стаканчики соответствующих цветов. Задание: необходимо сложить кристаллы в стаканчик соответствующего цвета.  
  3. «Репка». Наполнение: рис, окрашенный в зеленый цвет, фигурки героев сказки «Репка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям. Предложенный материал рассматривает вопрос организации сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях, а также п...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями  искусства (музыкой, живописью, скульптурой). И, конечно, к...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...