Консультация для родителей дошкольников "Игры для развития мелкой моторики"
консультация

Шитова Ольга Юрьевна

Консультация для родителей дошкольников "Игры для развития мелкой моторики"

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский


           Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистям и пальцам рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также обычно, зрительной системой. Мелкая моторика - один из видов моторики. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близки от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.  Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Можно помочь малышу совершенствовать мелкую моторику различными способам, например такими:
 

·         игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.;

·         пальчиковые игры;

·         массаж кистей и пальцев и т.д.;

лепка.

       Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка.
Массаж среднего пальца – на кишечник.
Массаж безымянного пальца – на печень и почки.
Массаж мизинца – на сердце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_doshkolnikov.docx404.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников "Игры для развития мелкой моторики"

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский


           Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистям и пальцам рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также обычно, зрительной системой. Мелкая моторика - один из видов моторики. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близки от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.  Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Можно помочь малышу совершенствовать мелкую моторику различными способам, например такими:

  • игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.;
  • пальчиковые игры;
  • массаж кистей и пальцев и т.д.;
  • лепка.

           Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
    Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
    Массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка.
    Массаж среднего пальца – на кишечник.
    Массаж безымянного пальца – на печень и почки.
    Массаж мизинца – на сердце.

    Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

    В нашей стране популярны игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая», и другие.

    Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

    Движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируют ее. Следовательно, для того чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствуют устранению дефектов речи.


    Обращайте внимание:
    На овладение ребенком простыми умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

    Совершенствовать ручную моторику помогают физические упражнения и игры.
    Полезны игры и упражнения с мячом:
    1. перекладывание, а затем перебрасывание мяча из рук в руку;
    2. подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;
    3. подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360, приседание и др.).
    4. развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым эспандером.
    Количество повторений должно быть посильным и не вызывать сильного утомления мышц.
    Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки, пола на пальцах рук; подтягивание на перекладине.

    Предметная деятельность.
    Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
    1. Застегивание и расстегивание пуговиц,
    2. Шнурование ботинок,
    3. Навинчивание гайки на болт крупного размера,
    4. Шнуровка на специальных рамках,
    5. Игры с мозаикой,
    6. Сортировка мелких предметов,
    7. Игры с конструкторами,
    8. Цеплять прищепки на веревочку
    Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним специальными упражнениями.

    Гимнастика для рук.
    1. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.
    2. Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой; развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.
    3. Руки согнуть, кисти к плечам; сделать несколько круговых движений назад, затем вперед и снова назад.
    4. Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки; повторить упражнение из положения руки вверх.
    5. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.
    6. Руки вытянуты вперед, напряжены, поочередно сжимать и разжимать пальцы правой и левой руки в кулак.
    7. Руки вытянуты вперед, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперед.
    8. Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.
    9. Поставьте руки на локти, выпрямите кисти рук, плотно прижмите пальцы друг к другу и медленно опускайте их к ладони.
    10. Руки положите на стол перед собой, поочередно сгибайте большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

    Упражнения для рук.
    1. Сжать руку в кулак.
    2. Соединить большой и указательный пальцы.
    3. Вытянуть и раздвинуть указательный и средний пальцы.
    4. Сжать кулак и вытянуть мизинец.
    5. Вытянуть указательный палец и мизинец.
    6. Положить раздвинутые средний и указательный пальцы правой руки на те же раздвинутые пальцы левой руки (или наоборот).
    7. Скрестить средний и указательный пальцы обеих рук.
    8. Скрестить все пальцы, кроме больших, тыльными сторонами кистей внутрь.
    9. То же самое – ладонями внутрь.
    10. Поставить кулак одной руки на кулак другой так, чтобы фаланги мизинца и указательного пальца соприкасались, а затем повернуть верхний кулак так, чтобы соприкасались фаланги обоих указательных пальцев.
    11. Попеременно постукивать по столу средним и указательным пальцами рук.
    12. То же самое – чередуя большой, средний пальцы и мизинец.
    13. Складывать по образцу из цветных счетных палочек элементарные геометрические фигуры.

    Выполните вместе с детьми:
    Повороты.
    Одновременно поворачивайте кисти обеих рук то вверх ладонями, то тыльной стороной. При поворотах нужно приподнимать кисти рук, а не прижимать ладони к столу.

    Кулачки – ладошки
    Кисти обеих рук одновременно сжимайте в кулак, а затем разжимайте, показывая ладошки.
    Выполните это упражнение по-другому.
    Положите кисти обеих рук на стол: ладонь левой руки сожмите в кулак, правую ладонь раскройте, а теперь одновременно поменяйте эти положения.

    Советы родителям:
    Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома. Вам может пригодиться для работы с детьми следующее:
    1. Различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т.п.
    2. Мозаика (мелкая и крупная).
    3. Бусы и пуговицы разной величины.
    4. Свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек.
    5. Дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой.
    6. Различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка.
    7. Пособия для шнуровки.
    8. Наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек.
    9. Наборы пластмассовых или деревянных палочек.
    10. Разнообразные мелкие игрушки.

    Рекомендации родителям:
    Для развития речевой деятельности ребенка можете проводить с ним пальчиковую гимнастику. Это упражнения, сочетающие движения губ и выдохи, специальная зарядка для мышц рта и языка.
    Необходимо соблюдать несколько правил их выполнения:
    1. Упражнения нужно выполнять каждый день по 10 минут;
    2. Нужно следить за тем, насколько правильно произносится звук;
    3. Говорить нужно спокойно;
    4. Лучше говорить слово или фразу на выдохе;
    5. В конце каждого предложения нужно делать паузу;
    6. Следует делать логические ударения;
    7. Продолжать заниматься даже в том случае, если с первого раза не получилось.


IMG_20230128_125951_820.jpg
IMG_20230128_125951_094.jpgIMG_20230128_125951_147.jpg10IMG_20230128_125951_886.jpgIMG_20230128_125951_722.jpgIMG_20230128_125951_322.jpgIMG_20230128_125951_657.jpgIMG_20230128_125951_768.jpgIMG_20230128_125951_914.jpg

IMG_20230128_125951_966.jpg

IMG_20230128_185058_651.jpgIMG_20230128_185058_466.jpgIMG_20230128_185058_479.jpgIMG_20230128_185058_617.jpgIMG_20230128_185058_675.jpgIMG_20230128_185058_698.jpgIMG_20230128_185059_161.jpgIMG_20230128_185059_183.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

В консультации представлена схема проекции кисти руки в коре головного мозга....

Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»

Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»...

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Консультация для родителей второй младшей группы: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"....

Консультация для родителей "О пользе развития мелкой моторики у детей с раннего возраста"

В консультации рассказывается о том, что развитвать мелкую моторику рук ребенка необходимо с младенческого возраста. О том,как она связана со всеми мыслительными операциями и непосредственно с речью....

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида             Консультация для родителей на тем...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Развитие мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста»...