Картотека опытов для родителей
опыты и эксперименты
Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_dlya_roditeley.docx | 558.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС «Буратино» г.Тарко-Сале Пуровский район
Картотека опытов для родителей
Подготовила воспитатель: Патрушева Т.В.
- квалификационная категория
Уважаемые родители!
Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры - экспериментирования.
Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах. Ребенок дошкольник сам по себе уже является маленьким исследователем, проявляя все больше интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка. Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Предлагаю вашему вниманию картотеку опытов, которые можно провести дома:
Что понадобится: 4 баночки, фасоль, предварительно замоченная на 24 часа, этикетки, вата, непрозрачная емкость, вода. Что делать:
Что должно получиться: естественно, прорасти должна та фасоль, которая была в тепле, с водой и светом. Еще может дать росток та, что была без света. Но эти ростки будут белые и слабые, скорее всего, в итоге отпадут. У нас в отсутствие света и, видимо, без достаточной циркуляции воздуха эти бобы просто начали портиться. Самым интересным было дать детям возможность понаблюдать за изменениями, а потом посадить в землю те из них, что проросли. В идеале — попросить детей записать то, что они наблюдали во время опыта. Сколько времени займет: от 3 дней, чтобы увидеть, как фасолинки повели себя при разных условиях. 3. Фараонова змея Что понадобится: просеянный песок, сода, сахарная пудра, спирт, спички. Что делать: эксперимент нужно проводить на поверхности, которая не боится огня. Мы взяли обычный противень. Поскольку в опыте есть открытый огонь, обязательно делать его вместе с родителями.
Что должно получиться: сначала смесь начнет превращаться в черные шарики, а когда через некоторое время спирт прогорит, сода с пудрой резко почернеют и начнет появляться «змея». Сколько времени займет: 30 минут. Как еще можно провести этот опыт: фараонова змея — это название опытов, в которых реактивы увеличиваются во много раз и становятся похожи на змею. Есть много веществ, которые для этого можно использовать в специальных лабораториях, но для дома лучшей альтернативой будут таблетки глюконата кальция, которые можно купить в любой аптеке. 5. Фокус со спичками Что понадобится: 2 спички, свечка. Что делать: эксперимент нужно проводить с родителями.
Что должно получиться: спички приклеятся друг другу. Сколько времени займет: 3 минуты. Как еще можно провести этот опыт: можно попробовать провернуть то же самое с 4 спичками, тогда это будет уже задание на командную работу для 2 человек. 7. «Шагающая» вода Что понадобится: стаканчики, пищевые красители (или гуашь), бумажные салфетки, вода. Что делать:
Что должно получиться: постепенно вода начнет «переходить» из полного стаканчика в пустой, окрашивая салфетку. Это произойдет благодаря капиллярному эффекту. Это явление подъема или опускания жидкости в узких трубках или пористых телах (как наши салфетки). Такой эффект можно увидеть, когда вытираешь руки полотенцем. Кстати, в опыте «Как растения пьют воду» мы тоже наблюдаем капиллярность. Сколько времени займет: от 2 часов, мы дождались полного эффекта на следующий день. Как еще можно провести этот опыт: сначала мы использовали не пищевые красители, а гуашь. Вода тоже поднималась по салфеткам, но она еще и очищалась от краски. В итоге этот эксперимент проиллюстрировал работу очищающего воду фильтра. 9. Слайм Что понадобится: нужно обратить внимание на рекомендации, написанные на банке с клеем. Возможно, работать придется в перчатках.
Что делать:
Что должно получиться: одна из самых модных игрушек сегодняшнего дня на радость любому ребенку. Для родителей это тоже отличный антистресс. Хранить его надо в закрытой емкости, иначе засохнет. Сколько времени займет: 30 минут. Как еще можно провести этот опыт: для опытных «слаймеров» не секрет, что есть множество рецептов, от которых зависит консистенция и цвет слайма. Остается только гуглить и экспериментировать. 11. Зубная паста для слона (или много пены) Что понадобится: узкая емкость, например бутылка или высокий стакан, средство для мытья посуды, перекись водорода 3 %, вода, дрожжи, пищевой краситель. Что делать: работать надо в перчатках и под наблюдением взрослых. Перекись водорода руками трогать нельзя — можно получить ожог.
Что должно получиться: перекись водорода начнет очень быстро разлагаться на кислород и воду, причем кислорода выделится очень большой объем. Благодаря средству для мытья посуды образуется очень много пены. Сколько времени займет: 30 минут. 13.Плавает, тонет или растворяется? Что понадобится: : глубокая емкость для воды (прозрачная), 3 коробочки для складывания предметов, пинцет, салфетка для вытирания лужиц, железный гвоздь, лоскут ткани, камешек, пластиковая пуговица, стеклянный шарик, спичечный коробок с солью, другой — с сахаром, клеенка.
15. Мыльные пузырьки Что понадобиться: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки. Ход игры – эксперимента: Художественное слово: Водичка не любит нерях и грязнуль, Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!» Но если мы вымоем руки и лица, Водичка довольна и больше не злится. Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёнку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды. | 2. Как растения пьют воду Что понадобится: китайский салат и / или капуста, стаканчики, пищевые красители, вода. Что делать:
Что должно получиться: листы начнут пить воду и изменят цвет. Мы сначала проводили этот эксперимент, используя вместо пищевых красителей гуашь. С гуашью ничего не получилось. Листы завяли, но сохранили свой природный цвет. Зато если проводить опыт с пищевыми красителями, то по завершении его можно не только объяснить ребенку, как растение пьет воду, но и сделать необычный разноцветный и вполне съедобный салат. Сколько времени займет: 3 часа, но уже через несколько минут можно увидеть, как цвет растений начнет меняться. 4. Лава-лампа Что понадобится: растительное масло, сода (напомните ребенку, что в химии она называется гидрокарбонатом натрия), лимонная кислота, пищевой краситель, вода. Что делать:
Что должно получиться: благодаря воде начнется реакция между содой и лимонной кислотой, в результате которой появляется углекислый газ. Газ образует пузырьки, которые поднимают окрашенную воду наверх. После того как они попадают в воздух, вода снова опускается вниз, потому что она тяжелее масла. Можно обратить внимание, что в масле сода и лимонная кислота не вступают в реакцию, потому что не растворяются в нем. Если захочется сделать меньше краски и пузырьков, воды надо брать, соответственно, меньше. Сколько времени займет: 30 минут. Как еще можно провести этот опыт: вместо лимонной кислоты можно взять уксус. Тогда порядок действий будет такой:
6. Невидимые чернила Что понадобится: лимон, бумага, зубочистка, утюг. Что делать:
Что должно получиться: надпись проявится от нагрева. Сколько времени займет: 10 минут. Как еще можно провести этот опыт: невидимые чернила можно сделать разными способами. В каждом случае свой проявитель.
8. Плотность вещества Что понадобится: стеклянная емкость, пищевой краситель, вода, масло, спирт, мед или кукурузный сироп, мелкие предметы из разных материалов. Что делать:
Что должно получиться: все жидкости распределятся по слоям из-за того, что они обладают разной плотностью. Предметы же тоже найдут свое место на разных уровнях в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Этот эксперимент наглядно показывает детям, что такое плотность вещества. Сколько времени займет: 30 минут. Как еще можно провести этот опыт: можно налить по плотности жидкости в закрытую пробирку или другую емкость, аккуратно перевернуть ее и понаблюдать, как работает сила притяжения. Кстати, мед можно заменить жидким мылом. 10. Колыбель Ньютона из бутылок Что понадобится: 3 одинаковые пластиковые бутылки, наполненные водой, шарик. Что делать:
Что должно получиться: если все делать правильно, упадет 3-я бутылка в ряду. Здесь можно наблюдать эффект колыбели Ньютона (или маятника Ньютона), который нужен для демонстрации преобразования кинетической энергии в потенциальную и наоборот. Сколько времени займет: 5 минут 12. Вулкан из соды и лимонной кислоты Что понадобится: пластилин и баночка для вулкана, сода, лимонная кислота, салфетка, пищевой краситель, блестки, вода. Что делать:
Что должно получиться: «извержение» начнется не сразу, потребуется время, чтобы вода растворила салфетку и добралась до соды. Только тогда начнется реакция. Сколько времени займет: 2 часа, если надо делать вулкан. Как еще можно провести этот опыт: вместо лимонной кислоты можно использовать уксус. Если хочется добиться более бурной реакции, можно взять газированную воду. Кроме того, можно поэкспериментировать с количеством ингредиентов, чтобы «извержение» было более активным.
14. Плавающая скрепка Что понадобится: широкая прозрачная миска, скрепка, безопасная вилка.
16. Водопад Что понадобиться: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки. Ход игры – эксперимента: Художественное слово: Льётся водичка с большой высоты, Брызги летят на траву и цветы. Детки вокруг оживлённо галдят, Громче ребяток шумит водопад. Предложите ребёнку поиграть с воронками и желобками. Пусть он попробует наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание ребёнка, на то, что вода движется. Спросите, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям. Картотека опытов проводимые в домашних условиях.
Цель: систематизировать работу родителей по развитию экспериментальной деятельности, заинтересованность родителей к исследованиям вместе с детьми дома....
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время с малышом можно попробовать осуществить опыты из занимательной химии. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти экспери...
Консультация для родителей "Картотека опытов со снегом и льдом"
Под опытами понимаются наблюдения за природными явлениями, организованные в специальных условиях. Проводиться они могут и в детском саду, и в домашних условиях. Дошкольникам вполне под силу уяснить дл...
Методическая разработка Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время с малышом можно попробовать осуществить опыты из занимательной химии. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти экспери...
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста и родителей...
Консультация для родителей "Картотека опытов"
примеры проведения опытов совместно с родителями...
Рекомендации родителям."Картотека опытов и экспериментов".
Советы для родителей (первой младшей группы) Воспитатель Кузина Т.С....