Ток-шоу "Играть или не играть?"
методическая разработка
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Я.Коменский
«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». М.Монтель
«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых». Я.Корчак
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrat_ili_ne_igrat_tok-shou.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Ток-шоу «Играть или не играть?»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по вопросам активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи
Задачи:
- привлечь внимание родителей к детской игре;
- формировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка;
- побуждать живой интерес к проблеме детской игры.
Участники:
Родители, педагоги.
Задействованные лица:
Ведущий –
Педагог –
Психолог –
Активный родитель –
Ход мероприятия
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»
Д.В. Менджерицкая
Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители!
Мы рады видеть вас на нашей передаче.
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!»- обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ?
– ваше мнение.
(Ответы участников деловой игры)
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы часто своему ребёнку.
«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей.
- Вы готовы со мной согласиться?
И дети идут, и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали на своём жизненном пути.
Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.
«Играть или не играть?» - тема нашей сегодняшней встречи.
Все кто готов будет ответить на вопрос или задать свой, будут говорить в наш микрофон.
- Вы заметили, что покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем дети? Это не случайно.
Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», - он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, а играть. Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, стадионах, сценах, казино. Взрослые играют в политику, деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослыми и ребенком – в центре игрушек.
-Задумывались ли вы, почему дети любят играть?
- Помните, во что вы играли в своем детстве? (ответы родителей)
К сожалению, дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов во всем мире.
- Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать? (выслушиваются мнения взрослых).
Да, прерывается многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, более агрессивной, индивидуалистической. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучением животных, бессмысленное разрушение и т. п.).
-А зачем ребенку нужна игра? Что она ребенку?
(ответы родителей)
- Хочу предоставить слово психологу …..
(Многие родители знают, что ребенок любит играть. Роль игры в развитии детей очень велика, но не все родители отличают игру от других видов деятельности. К игре детей часто относят забавы и шалости, досуг и слушание книг, просмотры передач и другое. Любимые игры, по их мнению, это игры в школу, детский сад, больницу, куклы и подвижные игры, настольные и компьютерные игры. Многие взрослые недооценивают роль игры в развитии ребенка.
Да, игры очень важны для каждого ребенка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком, продавцом и т. п. Очень популярна, любима сюжетно – ролевая игра. Она готовит детей к будущей жизни. Называется она так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сюжета, игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми. Они сами придумывают в ней правила и следуют им, а в дальнейшем придерживаются их в решении жизненных ситуаций.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.)
- Спасибо…
- В чем, по-вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
- У нас записка из зала
(На участке детский гомон. Новенький, мальчик 5 лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?- обращается к ребенку воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не-е-е. я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих детей.
- За что же ты в них хочешь стрелять? Обращается педагог.
- а так ни за что…Я разбойник! Сейчас совершу на них налет! – в голосе недружелюбные нотки.
- Ему бы только стрелять да в войну играть, -жалуется вечером мать.
- Для подобных игр у него нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет лежащие у мамы в пакете.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, и игрушки бы ему другие, например…
- А зачем? Недоумевает мать. - Пусть играет во что хочет. Какое это имеет значение?)
- Какое значение в становлении личности имеют те роли, которые берет на себя ребенок? В чем, по – вашему, состоит воспитательное значение игр? (выслушиваются мнения родителей).
- Прокомментировать данную ситуацию предоставим воспитателю…
(В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизируется словарь, развивается любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.)
- Слово психологу….
(На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что – то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду).
- Есть ли другие точки зрения о значении детской игры? высказывания родителей)
Родитель Ольга Викторовна (Моя дочь все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место… Разве это помогает ее развитию?
- Слово психологу
(Значение игры порой недооценивается. Современные исследования показали, что оперирование предметами – заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ваш ребенок, и какие использует предметы. Например, из цветка ромашки может приготовить кукле яичницу, палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, что мишке больно, что он сам капитан и т. п.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражение «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телепередач.)
- В какие игры играют дома ваши дети?
- Случай из жизни педагога
(Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
-Давайте я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возразила:
-Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
-И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.
-Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - убежденно сказал Слава и, набрав в сумку бутылочки от шампуня добавил: - Вот сколько вина я вам принесу!
- Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
- Почему, по вашему мнению, она сложилась?
- Комментарий психолога
(Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием. Дети отражают в игре и негативные впечатления, представления о мире. Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение».)
Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, вы, уважаемые родители, постараетесь это делать, и у вас это неплохо получается.
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать терпения, здоровья, счастья и любви.