Папка - передвижка "Развиваем мелкую моторику"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребѐнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Вопервых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, вовторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще! Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь. Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой верѐвках, шнурках. Заводить будильник, игрушки ключиком. Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками. Резать ножницами (желательно небольшого размера). Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать. Рисовать узоры по клеточкам в тетради. Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина). Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе. Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики. Делать пальчиковую гимнастику Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная! Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем. Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет. В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться. Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-раскладушка для родителей "Развитие осязания и мелкой моторики посредством лепки"
Мелкая моторика – чрезвычайно важная составляющая роста. Исследования ученых доказали, что успешное формирование некоторых значимых центров мозга - плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие че...
Папка- раскладка для развития мелкой моторики
Занятия для развития мелкой моторики для детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Папка-передвижка "Развитие мелкой моторики детей через пластилинографию"
Занятие «пластилинографией», способствует развитию речи, мелкой моторики рук....
Папка-раскладушка "Развиваем мелкую моторику"
Даны советы родителям по развитию мелкой моторики....
Папка -передвижка для родителей "Развиваем мелкую моторику"
Даны некоторые рекомендации по развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста ....
Папка-передвижка "Игры и задания на развитие мелкой моторики"
Папка-передвижка "Игры и задания на развитие мелкой моторики"...
Папка-передвижка "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей"
Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей...