Консультация "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль родителей
в приобщении ребёнка к чтению»
Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Д. К. Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительной детской речи – произведения художественной литературы.
В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:
- знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами;
- расширять их представления о детской литературе;
- учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявлеными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя (зрителя)», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, недопустимости замены ими непосредственного общения ребёнка с родителями.
Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б.Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родарри», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и другие. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.
Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом , кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она всё больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребёнка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Для мотивации родителей к семейному чтению, можно провести в группе «Вечер семейного чтения», где воспитатель, дети и родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги.
Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах.
- Книги не говорят, да правду сказывают.
- С книгой поведёшься – ума наберёшься.
- Хорошая книга – лучший друг.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Памятка для родителей.
- Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, приговорками.
- Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
- Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
- Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день. Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.
Как научить ребёнка беречь книги
1. Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
2. Не читать во время еды.
3. Не загибать листы, пользоваться закладкой.
4. Класть книгу только на читальный стол.
5. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
6. Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.
Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу
1. Объясните перед чтением или во время его трудные слова
2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
3. Что нового, интересного узнал?
4. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.
5. Как описана природа?
6. Какие слова и выражения запомнились?
7. Чему научила книга?
8. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, не читайте её. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребёнок , тем многообразнее становится круг его чтения. Задача родителей – Постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, в книжный магазин идите вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению» Художественная литература сопровождает ребенка с пер...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению". Старшая группа
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус....
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ ?...
Памятка для родителей : "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению "
Памятка для родителей : "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению "...
Памятка для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентиро...
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"
Цель - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение....