Развиваем эмоциональный интеллект ребенка - 4 шага
картотека

Дзюбий Наталия Николаевна

В культуре нашей страны распространено отношение к эмоциям, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Но, современные научные   исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения  эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование   приводит как минимум к информационным потерям и, как максимум, к стрессам и  психосоматическим заболеваниям.

Уметь «Дружить» или взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная  способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность  можно и нужно развивать с раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Развиваем эмоциональный

интеллект ребёнка используя 4 шага»

В культуре нашей страны распространено отношение к эмоциям, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Но, современные научные   исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения  эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование   приводит как минимум к информационным потерям и, как максимум, к стрессам и  психосоматическим заболеваниям.

Уметь «Дружить» или взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная  способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность  можно и нужно развивать с раннего детства.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других  людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения  результатов.

         Для полноценного и гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка вам необходимо стать его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага:

1. Научитесь распознавать эмоции;

2. Научитесь использовать эмоции в решении задач;

3. Развивайте осознанность (понимание причин и

последствий возникновения эмоций);

4. Учитесь регулировать эмоциональные состояния

Как же двигаться по этим 4-м шагам?

Шаг 1. Учимся распознавать эмоции.

Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?

Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.

Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка

распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в семье.

Ведите «Дневник эмоций» вместе с ребенком каждый день, записывайте, зарисовывайте вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня - это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.

Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на

которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.

Изучайте азбуку и основные проявления эмоций вместе с ребенком – чем отличается радость от грусти, удивление от страха.

Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач

1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что- то новое.

2. Злость поможет отстоять свою точку зрения.

3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.

4. Страх поможет держаться вдали от опасности.

5. Удивление научит узнавать новое.

6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.

7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.

Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае.

Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации. А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.

Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.

Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций. Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Для себя, в первую очередь проанализируйте ситуации, в которых вы среагировали эмоциональнее, чем следовало по вашему мнению. Что послужило причиной такой эмоциональной реакции?

Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями

Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является - определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.

Ребёнка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом. Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев.

Например:

Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А

младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь

без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое:

ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг.

Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и

спокойно. Как бы ты поступил сейчас?

Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.

Итак, 4 шага развития эмоционального интеллекта:

Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.

Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта эмоция решению моей задачи. Как она влияет на меня, мой настрой, мои действия и решения? Какая эмоция может мне сейчас помочь?

Шаг 3. Причины появления эмоций. Проанализировали, почему она возникла и с чем связана и как эмоция будет меняться со временем?

Шаг 4. Управления эмоциями. Определили эффективные для вас стратегии управления эмоциями, что помогает именно вам?

Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребёнка.

Автор: Дзюбий Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка?

Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка?...

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка - 4 шага. Рекомендации для родителей.

4 шага развития эмоционального интеллекта:Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта э...

Статья для родителей на тему: "Зачем развивать эмоциональный интеллект ребенка"

В статье простым языком изложена основная информация о том, зачем нужны эмоции, почему не стоит их скрывать и главное, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста....

Развиваем эмоциональный интеллект

Радость, грусть, гнев, страх, интерес… Каждый день мы и наши дети испытываем все эти эмоции. Но знает ли ваш ребенок, где они живут и как с ними подружиться? Берите ручку и цветные карандаши — вас жд...

Консультация для родителей "Развиваем эмоциональный интеллект у дошкольников"

Материал содержит советы  для родителей по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников....

как развивать эмоциональный интеллект у детейдошкольников

данный материал может быть размещен на стенде педагога-психолога ДОУ...

Буклет для родителей "Развиваем эмоциональный интеллект ребенка"

Воспитываем эмоциональный интеллект ребенка...