Консультация для родителей
консультация

Ливенцова Лилия Викторовна

«Спортивный уголок дома»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie-interesa-k-fizicheskoy-kulture-v-dou-i-doma.docx60.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Спортивный уголок дома»

 Подготовила инструктор по

физической культуре

Ливенцова Лилия Викторовна 

Цель: Постараться убедить родителей в том, что движение ребенка - это прежде всего их здоровье, рассказать какую важную роль играет спортивный комплекс дома.
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Интерес у ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

- делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;
- избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;
- позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.
Подсказки для взрослых:
1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья.
2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.
3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.
5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.
6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.
7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку.
Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.
Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.
Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» – «Давай!» – «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» – «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».
Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.
При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.
Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.
Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.
Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.
Маленькие хитрости
Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.
Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке.
Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»
Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.
Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.

Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»
Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.
 

Консультация для родителей на тему:

«Физическое развитие детей 6 - 7 лет»

 Подготовила инструктор по

физической культуре

Ливенцова Лилия Викторовна

Седьмой год жизни является периодом стремительного роста ребенка, когда активно растут и совершенствуются все органы и системы, возрастают адаптационные свойства организма. Ребенок за один год может вытянуться и прибавить в весе почти так же динамично, как дети первого года жизни. Педиатры этот возраст называют периодом первого физиологического вытяжения.

Рост и вес детей в 6-7 лет К показателям физического здоровья, прежде всего, следует отнести рост и вес.  Рост ребенка в 6 лет достигает 130-133 см. За период с 6 до 7 лет ребенок имеет такие стремительные темпы роста, что может вырасти на 10 см. Девочки обычно опережают своих ровесников-мальчишек на несколько сантиметров. Преобладает рост конечностей, но размеры туловища также увеличиваются в 2 раза по сравнению с грудничком.  Динамика веса также поражает, ведь за год дети могут прибавить 2-3 кг и достигнуть веса 25- 30 кг. Рост и развитие ребенка зависит от его соматотипа (то есть особенностей анатомического строения его организма, заложенных генетически и видоизменяющихся под воздействием факторов окружающей среды и показателей здоровья).

Дополнительные аспекты развития ребенка-дошкольника

1. В 6-7 лет у детей молочные зубки меняются на постоянные.

 2. Активно развивается опорно-двигательный аппарат, в частности позвоночник.

3. Перестраивается бронхолегочная система, брюшной тип дыхания сменяется на грудной, укрепляются стенки грудной клетки, крепнет диафрагма.

4. Частота дыхания приближается к таковой у взрослых людей (приблизительно 20-25 дыхательных движений за 1 минуту).

 5. Преобразуется легочная паренхима, заканчивается формирование долек легких и теперь уже можно считать легкие малыша абсолютно зрелыми.

6. Происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Сердце увеличивается в размерах, так как вслед за быстрорастущим организмом функциональная нагрузка на него возрастает.

 7. Изменяются показатели частоты сердечных сокращений (со 120-180 у новорожденных до 85-100 в минуту у шестилеток) и артериального давления (до 90 мм рт. ст. систолического и 60 — диастолического).

8. Активно включается в работу иммунная система, происходит возрастное уменьшение размеров и функциональной активности вилочковой железы, больше нагрузок выпадает на миндалины, лимфатические узлы, костный мозг, селезенку.

9. Самым сложным изменениям подвержена нервная система. Новый образ жизни, большие психоэмоциональные, интеллектуальные нагрузки, приспособление к новому коллективу, борьба за социальное положение (успешность в классе, максимализм, высокие требования) вызывают усиленную работу головного мозга, корковых структур и укреплению нейронных связей.

10. Речь ребенка становится более правильной, грамотно поставленной. Становится все меньше дефектов произношения звуков.

Рекомендации родителям Педиатры и педагоги считают, что в 6-7 лет дети становятся достаточно дисциплинированными, чтобы всерьез заниматься спортивной и творческой деятельностью по интересам. Их мотивирует обычно похвала и гордость родителей, сплоченность в секции или кружке и увлекательное провождение времени.

Спорт и творчество В этом возрасте достаточно развиты ловкость, выдержанность, координация, целенаправленность, равновесие, уверенность в себе, сила. Все эти качества необходимы для того, чтобы ребенок заинтересовался спортом и физической культурой. Тяга к творческой деятельности, сосредоточенность, заинтересованность, терпение и трудолюбие пригождаются детям, которым больше по душе музыка, танцы, рисование и другие виды творчества.

Совет: Важно прислушиваться к мнению малыша, а не навязывать ему свои собственные нереализованные амбиции в детстве и юности. Каждый ребенок должен проявить себя самостоятельно, иначе навязанное мнение только спровоцирует протест к творчеству. Здоровье

 Длительное сидение за партой с неправильной осанкой, нерационально рассчитанный режим сна и бодрствования уже начиная с этого возраста провоцируют развитие у детишек остеохондроза, сколиоза, лордоза и кифоза. Это не только эстетическая проблема, а еще и изменения со стороны всего организма в ответ на нарушенную ось тела.

 Не стоит забывать, что ребенок адаптируется к новым условиям среды в школьном коллективе, обсеменяется незнакомой его организму микрофлорой, что может спровоцировать возникновение частых простуд. Поэтому важно отнестись серьезно к питанию маленького школьника, к сбалансированности его рациона по энергетическим и пластическим составляющим, витаминам и микроэлементам, чтобы карапуз развивался полноценно.

 Пищеварительная система также претерпевает ряд изменений и неправильное питание с большими голодными паузами (что характерно для школьников) провоцирует развитие и хронизацию таких воспалительных заболеваний, как гастрит, панкреатит, холецистит и т.п. Любые возникающие подозрения на состояние здоровья ребенка, погрешности в физическом развитии, отставание или опережение сверстников должны настораживать родителей. Не стоит откладывать поход к врачу в долгий ящик, потому что любая мелкая проблема в быстрорастущем организме может стать бичом для него на всю оставшуюся жизнь. Лучше предупредить заболевание, чем лечить его последствия.

Физическое развитие ребенка 6-7 лет

Каким должно быть физическое развитие ребенка в возрасте 6-7 лет? на что обращать внимание и как понять, что ребенок достаточно развит и подготовлен к занятиям в школе?

Возможности физического развития  

К концу шестого года жизни  

Пробежать ребенок уже может и двести, и триста метров, причем довольно быстро. Появляется большая ловкость, сноровка, причем бегать он может уже не только по ровной поверхности, но и ловко обегая холмики и перескакивая через ямки и канавки

Движения становятся более уверенными и скоординированными. В этом смысле ребенок уже почти не отличается от взрослого. Он с закрытыми глазами легко может прикоснуться к своему уху, носу. Ловко ловит мяч и так же ловко может бросить его в цель

Заметно лучше становится чувство равновесия: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, бревну, доске

Дети этого возраста становятся увереннее в прыжках. На лестнице могут перепрыгивать через ступеньку, а на ровной площадке даже через несколько предметов. Начинают постигать «науку» использования скакалки, что очень важно, так как это развивает систему согласованных действий всего тела. Дети могут прыгать на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики»

По шведской стенке ребенок может лазать часами и не устанет при этом от этого занятия. Ребенок способен немного подняться по канату, что указывает на то, что руки его становятся сильнее. Но отжаться от пола малыш еще не сможет

К концу седьмого года жизни

Ребенок уже хорошо может выполнять различные виды ходьбы и бега, может пользоваться ими в различных ситуациях, он довольно вынослив, может долгое время бежать, что называется, «сломя голову», немного передохнуть и вновь продолжить неугомонный бег

Ребенок становится еще более ловким и метким, может играть в различные игры с мячом, ловко с ним управляясь, может попасть мячом в цель с 4-5 метров, метать в движущуюся цель, действовать левой и правой рукой

Дети могут сохранять правильную осанку

К семи годам ребенок может играть в такие спортивные игры, как бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис

Ребенок может плавать и ходить на лыжах на длительные расстояния

Физическое развитие ребенка неуклонно совершенствуется. Дети становятся все более выносливыми, ловкими, сильными. Они могут играть в различные командные игры, осваивать различные виды спорта. Все это говорит о том, что ребенок готовится к школьному обучению и физически в том числе, он становится способным сидеть за партой и управлять собственным телом в соответствии с ситуацией, в которой находится на данный момент.

Консультация

«ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ»

Подготовила инструктор по

физической культуре

Ливенцова Лилия Викторовна

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1, 5 – 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой) .

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.

Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Возникающие при его недостатке нарушения естественного образования витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена приводят к заболеванию рахитом, ослаблению всего организма. Вместе с тем избыток солнечных лучей также неблагоприятно отражается на детском организме. Следовательно, рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям.

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким светлым головным убором.

Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. В этом возрасте гораздо полезнее закаливание рассеянным солнечным светом. Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами солнца.

Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не «обгорел». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3–4 дня вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1–4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2–3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3–4-летних детей до 12–15 минут, 5–6-летних – до 20–25 минут и для 5–7-летних – до 20–30 минут.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день. И еще один узелок на память мамам и папам: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу. Если же причин для беспокойства нет, постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка солнечным светом.

В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала.

А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2–3-летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

Температура воды должна быть не менее 22–23 °С, воздуха 24–25 °С. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6–8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Лучшее время для этого: в средней полосе – от 11 до 12 часов, на юге – от 9 до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18°С.

Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее – с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойным течением воды.

Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.

Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно перенесшим какое-либо заболевание купаться можно только с разрешения врача.

Консультация

«Подвижные игры на прогулке»

Подготовила инструктор по

физической культуре

Ливенцова Лилия Викторовна

       Подвижные игры – источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться с взрослыми и другими детьми. Проведение подвижных игр и упражнений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует улучшению здоровья. Стремиться нужно к тому, чтобы все дети принимали в них участие. Подготовка к проведению подвижных игр несложна. Выходя на прогулку, дети выносят нужный инвентарь: мячи, кубики, скакалки, обручи и т.д. В теплый период года игры и упражнения можно проводить как в начале прогулки, так и в конце. В холодный – в конце прогулки, с тем, чтобы  после игр разгоряченные дети сразу уходили в помещение. При большой активности детей в игре можно несколько удлинить перерывы между повторениями, обсудив в это время действия детей и допущенные ими ошибки. В сырую и ветреную погоду нужно увеличить активность детей, выбрав для игры большую по размерам площадку, сокращая время между повторениями.

      Радостная и непринужденная обстановка во время проведения подвижных игр на прогулке должна создаваться подбором интересного сюжета игры и использованием методических приемов руководства двигательной активностью. Как и в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременное переключение дошкольников с одного вида занятий на другой при рациональном сочетании их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, и каждый ребенок находился в поле его зрения.

        В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, выносливость;  формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

        Предлагаю рекомендации по организации подвижных игр с младшими дошкольниками.                              

   

«Прогулка по древнему лесу»

      Дети любят истории о динозаврах, которые жили на Земле миллион лет назад. Попробуйте эти истории оживить вместе с нашими упражнениями. Расскажите, что такие упражнения появились давным-давно, когда в древнем лесу бегали, прыгали, приседали, вертели головой, лазали по горам разные динозавры. Поэтому такие упражнения и игры помогали избегать врагов и опасностей.

   Предлагаемые упражнения развивают воображение, фантазию, двигательный опыт детей, развиваются ловкость, выносливость; формируется самостоятельность, активность

Упражнение 1. «Прогулка по лесу».

Представь, что ты шагаешь не по участку детского сада,  а по древнему лесу с огромными и удивительными растениями. У них огромные корни, поэтому ноги лучше поднимать повыше. (Ходьба на месте).

Упражнение №.2. «Посмотри по сторонам».

Опасностей вокруг немало, поэтому нужно быть начеку. Справа слышен какой-то свист. Придется повернуть голову направо. А теперь слышишь - хрустнула ветка слева. Посмотри туда. Не забудь посмотреть на небо, и, конечно же, под ноги. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз. 3-4 раза)

Упражнение № 3. «Собери орехи».

О, тебе повезло. Ты нашел ореховые заросли! Можно позавтракать, но, чтобы собрать орехи для еды, придется наклоняться, нужно собрать побольше орехов, чтобы подкрепиться, как следует. (Наклоны вниз. 5-6 раз)

Упражнение № 4 «Сорви яблоки».

Пойдем дальше. И снова удача – на твоем пути огромная яблоня. Яблоки поспели, они очень вкусные. Но чтобы их достать, придется подтянуться вверх. Яблок нужно нарвать побольше! (Подняться на носочки и, подняв руки, потянуться вверх, как можно выше. Руки расслабить и опустить вниз)

5-6 раз.

Упражнение № 5. «Отмахиваемся от жуков»

Вот неудача! На тебя налетела целая стая жуков, придется отмахиваться руками – лапами. (Вращение руками вперед – назад. 4 раза в каждую сторону).

Упражнение № 6. «Перепрыгни через ручей».

Наконец-то удалось отбиться от жуков и можно идти дальше. Но теперь на нашем пути оказался извилистый ручей. Придется попрыгать. (Роль ручья сыграет скакалка. Прыжки через скакалку двумя ногами вместе, вперед и назад. 3-4 раза).

Упражнение № 7 «Не раздави ежа».

Через ручей ты перешел, но, кажется, ты  забрел в жилище ежиков. Придется попрыгать снова, чтобы не наступить на животное. Ведь это очень неприятно, да и ежиков жалко. (Прыжки на месте, чередуя ноги вместе – ноги врозь. 8 раз).

Упражнение № 8. «Прячемся от врагов».

Ой-ой-ой! Скорее за камень! Слышен страшный топот. Это бежит тираннозавр, за ним еще один, да это же целое стадо тираннозавров. Придется прятаться за камнем. Посмотрим, может пробежали. Нет, вот еще один. Придется снова присесть за камень. И еще раз, на всякий случай, вдруг не все пробежали. (Роль камня исполняет пенек, может быть даже воображаемый пенек.) Повторить 6-8 раз.

Упражнение № 9 «Проползи через нору».

Идти по этой тропинке становится опасно. Придется возвращаться домой по норе. Ползти по ней не очень приятно, но что делать. Еще немного и ты выберешься. (Проползти через дуги. Туда и обратно. 2 раза)

Упражнение №10 «Идем через ущелье».

Ну, вот и выбрались из норы. Уже скоро доберемся до места. Нужно только перейти через ущелье. Это можно сделать по бревну. (Бревно можно заменить скакалкой. Пройти туда и обратно)

Упражнение № 11. «Спускаемся в пещеру»

Мы почти добрались до своей пещеры. Нужно только спуститься вниз с горы. Но делать это нужно осторожно, чтобы не случилось обвала. (Носок – пятка- носок. Встать на цыпочки, перекат на пятки. С помощью рук поддерживать равновесие. 5- 6 раз).

 

Сюжетные подвижные игры

«Ау, ау!» 

Цель: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Ход игры: ребенок прячется, и время от времени говорит: «Ау, ау», а другой ребенок его ищет. Взрослый читает стихи:

    «Я скажу тебе «Ау»,

    Угадай, где я стою?

    Ты найди меня, найди

    Здесь я, где-то на пути!

    Где я, где – реши скорей:

    Иль левее, иль правей!

    Повнимательнее будь,

    Все облазить не забудь!»  

                               (А. Ануфриева)

«Наседка и цыплята»

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты.

Ход игры: Дети стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен  «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят «ко-ко-ко», которые на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки: наклоняются, приседают и т.д.) при словах взрослого: «Летит большая птица!», цыплята убегают домой. Из игры выбывают цыплята, пойманные «большой птицей».

«Чижик»

Цель: развитие навыков общения, умение подражать движениям, чувство ритма

Ход игры: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит «чижик» (один из малышей). Дети вместе с взрослым поют и играют:

   Мы откроем все окошки,                       Дети поднимают сцепленные руки - 

  Приготовим зерна, крошки,                                       «окошки»

  Ты к нам, чижик, прилетай,

  С нами, чижик, поиграй!

  Чижик к деткам прилетел,            Чижик прилетает в круг, дети сыплют

  Чижик песенку запел:             воображаемые зерна, которые чижик клюет.

  Клю-клю-клю, клю-клю-клю,

  Очень крошечки люблю!

  Чижик с детками все пляшет,                       Чижик пляшет в середине круга

  Чижик крылышками машет,                   и дети подражают его движениям.

  Веселятся детки с ним,

  С птичкой чижиком своим.

  Попрощаюсь с вами, детки,                      Чижик вылетает из круга, машет

  Не хочу жить в вашей клетке.                Ручкой, как бы прощаясь с детками. 

  Я в свой садик улечу,                               Они в ответ тоже машут ручками.

   Я на ветке жить хочу!

                                      (А.Ануфриева).

«Воробушки»

Цель: развитие быстроты, ловкости.

Ход игры: «Воробушки» - дети сидят в стороне поляны и «спят». Взрослый поет, а  дети двигаются в такт песенки:

   В гнезде воробушки живут                          «Воробушки» встают, машут

   И утром все встают,                                             «крылышками», чирикают

   «Чирик-чик-чик

   Чирик-чик-чик» -

  Так весело поют.

  Довольно в гнездышке сидеть,                    Вылетают на поляну, кружатся,

  Пора на солнышко лететь.                                            «чирикают»

  «Чирик-чик-чик,

   Чирик-чик, чик» -

  И крылышки согреть

  Вот возле домика есть сад,             Летят на другой конец поляны. Садятся

  Летите крошечки искать,                                       на корточки.

  «Чирик-чик-чик,

  Чирик-чик, чик»-

  И крошечки искать

  Будь осторожен, воробей,                                 Появляется кошка (взрослый).

  Крадется кошка из дверей,                    Воробушки вскакивают и прячутся в

  «Чирик-чик-чик,                                       «гнезде». «Кошка» за ними гонится.

  Чирик-чик, чик»-

  Все в гнездышки скорей!

                                (А.Ануфриева)

Основное движение – бег.

«Лови меня»

Цель: Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Взрослый, убегая от ребенка, предлагает поймать его. Ребенок пытается догнать взрослого, а тот убегает. После того, как ребенок поймет смысл игры, он убегает от взрослого, а тот становится водящим. Игра повторяется несколько раз, чередуясь с отдыхом.

«Догони мяч»

Цель: развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.

Ход игры: Ребенок стоит рядом с взрослым, который держит корзину с мячами. Взрослый бросает мячи из корзины подальше от ребенка. После его команды: «Догони мяч» - ребенок бежит за мячом, подбирает его и снова кладет в корзину. Так он собирает все остальные мячи.  В то время, когда ребенок бежит за мячом, взрослый ритмично читает стихотворение.

      Мой веселый звонкий мяч,

      Ты куда пустился вскачь?

      Красный, желтый, голубой,

     Не угнаться за тобой!

     Я тебя ладонью хлопал,

     Ты скакал и звонко топал,

     Ты пятнадцать раз подряд

     Прыгал в угол и назад.

                                    (С.Маршак)

«Походи и побегай»

Цель: обучение бегу в разном темпе, развитие чувство ритма.

Ход игры: Взрослый показывает самолетик и спрашивает:

- Что это?

-Самолет

-Что он делает?

-Летает

-Где летает?

- Высоко в небе

Затем читает стихотворение Н.Найденова «Самолет»

      Самолет летит,

     Самолет гудит: «У-У-У-У!»

     Я лечу в Москву!

     Командир – пилот

     Самолет ведет: «У-У-У-У!»

     Я лечу в Москву!

  Взрослый пускает бумажные самолетики, которые дети ловят и приносят взрослому. Затем взрослый предлагает детям самим полетать по поляне.

Сначала дети заводят мотор, двигаются не очень быстро, повторяя: «жу-жу-жу-летим». Взрослый машет флажком, дети разводят руки в стороны (на высоту плеч) и переходят с ходьбы на бег. Некоторое время они свободно бегают по поляне, повторяя: «у-у-у-у», затем мотор выключается, дети произносят: «ш-ш-ш-ш» и присаживаются на корточки.

«Быстрее - медленнее»

Цель: развитие чувство ритма, формирование умения двигаться в разном темпе.

Ход игры: Малыши сидят на скамейке, взрослый показывает им игрушечный грузовик, рассказывает о нем и задает детям вопросы: «Какой он?», «Где колеса?», «Где кузов?», «Где кабина?», «Что возит грузовик?» и т.д.

    Ребенку дают игрушечный руль, объясняют, что он будет шофером и поведет свой грузовик сначала медленно, потом быстрее. Во время езды нельзя ни на что натыкаться, надо внимательно смотреть вперед и по сторонам.

Взрослый звонит в колокольчик, ребенок встает, держа руль, медленно ездит по поляне. Услышав другой сигнал («би-би»), ребенок переходит на бег, (машина едет быстрее)

    Во время игры взрослый следит, чтобы ребенок не горбился, держал спину и голову прямо, обращал внимание не только на руль, но и на то, что находится вокруг него.

     По сигналу колокольчика ребенок замедляет бег и переходит на ходьбу. Некоторое время он свободно ходит по поляне, затем отдает руль взрослому.

«Спящая лиса»

Цель: развитие координации движений, ловкости, внимания.

Ход игры: Дети выбирают лису. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой – дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!». Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных, лиса отводит в нору. Когда в норе окажется 2-3 ребенка, выбирается новая лиса. В конце игры воспитатель отмечает самую ловкую лису.

«Птички и кошка»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры: воспитатель выкладывает из скакалок большой круг. В центр круга встает водящий – кошка. Остальные дети располагаются за кругом. Они – птички. Кошка засыпает (закрывает глаза), птички по сигналу воспитателя впрыгивают в круг, летают там, присаживаются, клюют зерна. После слов воспитателя: «Кошка проснулась» - птицы убегают за круг, а кошка ловит их. Пойманных птичек кошка отводит в центр круга. Воспитатель подсчитывает их. Игра повторяется с другой кошкой.

«Успей выбежать из круга»

Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, внимательности.

Ход игры: на площадке выкладывают шнуром большой круг. Воспитатель встает в центр круга, дети – за кругом по одну сторону. По сигналу они перебегают на  другую сторону круга, стараясь как можно быстрее выбежать из него. Воспитатель ловит тех, кто не успел это сделать. Игра продолжается несколько раз.

«Лошадки»

Цель: развитие гибкости, ловкости, внимания, координации движения.

Ход игры: дети распределяются на пары по своему желанию: Один – кучер, другой – лошадка. Кучер запрягает лошадку – надевает вожжи (скакалку).По команде воспитателя лошадки едут по площадке, объезжают препятствия (кубики, бревна, пеньки и т.д., стараясь не задеть их и друг друга. По сигналу воспитателя дети меняются ролями.

Основное движение – прыжки

«Подпрыгни до ладошки»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, формирование правильной осанки.

Ход игры: Взрослый подзывает ребенка, протягивает руку над его головой и предлагает ему дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше, так, чтобы дотронуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.

 Затем взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик (бубен), который взрослый держит на небольшом расстоянии.

«Попрыгай на носочках»

Цель: обучение прыжкам, развитие  чувства ритма, умение двигаться в такт словам.

Ход игры: взрослый держит ребенка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю.Тувима «Скакалка»:

       Наша козочка скакала

      Да и ноженьку сломала.

       Правда!

      Но скажу тебе по чести -

      Ведь сидеть нельзя на месте

      Правда?

      Это всем давно известно -

      Без игры неинтересно,

     Трудно!

     Наша козочка поплачет,

     А поправится – заскачет,

     Чудно!

    Ребенок вместе с взрослым в это время подпрыгивает на месте, а когда стихотворение заканчивается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!».      Взрослый и ребенок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая: «Козочка, прыг-скок!», и приседает на корточки. Игра повторяется несколько раз.

«Воробушки»

Цель: формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп.

Ход игры: Ребенок - «воробушек» сидит на пенечке в «гнездышке» и спит. Взрослый говорит:

                               В гнезде воробушки живут

                               И дружно утром все встают.

Ребенок открывает глаза, громко поет: «Чирик-чик-чик. Чирик-чик-чик»

Во время пения ребенок встает с  пенечка, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а потом за плечи лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребенка только за руку и прыгает вместе с ним.

«Мяч»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки

Ход игры: ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает:

                      Друг веселый, мячик мой,

                      Всюду, всюду он со мной!

                      Раз, два, три, четыре, пять,

                     Хорошо мне с ним играть!

                                                 (С.Вышеславцева)

После этого «мячик» убегает, а взрослый его ловит.

Игры с мячом

«Все дальше и выше»

Цель: развитие ловкости, умения ловить мяч.

Ход игры: ребенок сидит. Взрослый, отходя от ребенка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребенок ловит мяч.

«Кидаем мячики»

Цель: приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умения различать цвета и величину предмета

Ход игры: на земле лежат разные мячи. Ребенок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи – одной рукой (то правой, то левой)

Взрослый называет цвет и размер мячей, ребенок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.

«Кто попадет»

Цель: тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умения играть в мяч.

Ход игры: по просьбе взрослого ребенок подходит к корзине на расстоянии около 50 см (взрослый показывает ребенку, где нужно остановиться). Ребенок берет у взрослого мячик и захватом сверху бросает его в корзину попеременно то правой, то левой рукой.

«Беги, лови»

Цель: развитие ловкости, быстроты движений

Ход игры: взрослый с большим, красивым мячом стоит перед ребенком на расстоянии 1,5 – 2 метра. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый отступает на несколько шагов, приговаривает: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три – беги, лови!» Ребенок бежит и старается поймать мяч, но взрослый сам ловит мяч и говорит: «Не поймал – беги обратно». Ребенок возвращается на свое место. Игра повторяется 2-3 раза, после чего взрослый дает ребенку возможность поймать мяч.

«Мяч с горки»

Цель: тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.

Ход игры:

Ребенок стоит лицом к взрослому, который строит «горку»: на пенек кладет одним концом доску. Ребенок подходит к горке, скатывает с нее мяч и бежит, догоняя ее. Затем приносит мяч на место, и игра начинается сначала.

«Мяч в ворота»

Цель: тренировка точности движений, глазомера.

Ход игры: взрослый расставляет кубики на расстоянии друг от друга и кладет на них рейку. Получается несколько ворот. Перед воротами на расстоянии 1,5 м от них лежит мяч. Ребенок берет мяч, катит в ворота и бежит за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч, и, положив его на прежнее место, садится отдыхать, дожидаясь своей очереди.

«Прокати мяч ко мне»

Цель: развитие ловкости, координации движений

Ход игры: ребенок сидит на корточках перед взрослым, который катит мяч к ребенку, приговаривая:

       Ты поймай мой яркий мяч

        И отдай его, не прячь!

Ребенок катит мяч обратно взрослому, а взрослый ударяет мячом о пол, говоря:

   Мячик, прыгай, не спеши

   И детишек посмеши!

Ребенок прыгает в такт с мячом. Взрослый катит мяч ребенку, который должен убежать от мяча и сесть на свое место.

Консультация

«Физкультминутки»

Подготовила инструктор по

физической культуре

Ливенцова Лилия Викторовна

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

Основные требования к проведению физкультминуток:

  • проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
  • подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
  • отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
  • подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти pyки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

  • стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
  • преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;
  • содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.

Комплексы физкультминуток.

Дождь

Капля - раз, капля - два,                        Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом.                         Бег.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.                                Хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап.                                        Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.                                Соединить руки над головой.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.                                        Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.                                        Повороты вокруг себя.

Обуваемся

Я умею обуваться,

Топать ногами.                                                        Если только захочу,

Я и маленького братца                                                Руки перед грудью,

Обуваться научу.                показывают "маленького братца".

Вот они, сапожки,                                                Наклон вперед.

Этот с правой ножки,                                                Погладить правую ногу.

Этот с левой ножки.                                                Погладить левую ногу.

Снегопад

Белый снег, пушистый.                                                Взмахи руками.

В воздухе кружится                                                Повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится.                        Опуститься на корточки.

Машина- 1

Хлоп - топ

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Весенний дождь

Поутру надел на ножки        "Пробегать" пальчиками одной руки по другой

Дождь хрустальные сапожки.                от предплечья к кисти.

Где наступит сапожок                                Похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки.                                        Поглаживать руки ладонями.

Солнышко

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Радуга

В небе радуга висит                                В воздухе "нарисовать" радугу.

Детвору веселит.        Потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки,                                        Опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.                Загибать пальцы на руке.

Пароход

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

С тобой гуляем весело,

По улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем.                                                        Шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

По улице идем.                                                        Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

Мы песенку поем.                                                Шаги на месте.

Фрукты

Будем мы варить компот.                                        Маршировать на месте.

Фруктов нужно много.

Вот                                        Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,                                        Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить,                                рубят,

Отожмем лимонный сок,                                отжимают

Слив положим и песок.                                        кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот,                                Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.                                Хлопать в ладоши.

Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

Прогулка

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.                                        Шагать на месте.

Ручки согревают, ручки потирают.                        Потирать рукой об руку,

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко.        топать

Нам мороз не страшен, весело мы пляшем,        приплясывать

Наоборот

Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый: опустить руки - поднять; открыть рот - закрыть; согнуть руки - распрямить и т. д.

Птички

Птички прыгают, летают.                        Машут руками и подпрыгивают.

Птички крошки собирают.                        "Клюют".

Перышки почистили.

Клювики почистили.                                Погладить руки, носики.

Птички летают, поют,                                Машут руками.

Зернышки клюют.                                "Клюют".

Посуда

Вот большой стеклянный чайник,        "Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.                        Приседать, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.                        Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,        Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.                                Сделать большой круг.

Зарядка

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать - пять.

Лиса

Лисонька - лиса бежала,

Хвостик в лапочках держала,

Чтобы хвост не замочить,

В лужицу не уронить.

Белка

Белка спрячется в дупле,                                Наклоны вправо и влево,

Не найти ее нигде.                                        прыжки на месте.

Зайка

Зайка серый быстро скачет,                                Кисти согнуты перед грудью,

Словно мячик, словно мячик.        прыжки с продвижением вперед.

Лягушки

Лягушки - квакушки совсем не спешат,                        Руки согнуты в локтях,

А учат они топать веселых лягушат.                        пальцы раздвинуты.

Шаги на месте с высоким подниманием коленей.

Движение

Я хожу, хожу, хожу,

Я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу,

Я без движенья не могу.

Три мишки

Старший мишенька шагает: топ - топ.

Ноги мишка поднимает: топ - топ.                                        Топать ногами.

Средний мишка догоняет: хлоп - хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп.        Хлопки у правой и левой щеки.

Младший мишка - торопыжка:

шлеп - шлеп - шлеп.

Шлепает по лужам мишка:

шлеп - шлеп - шлеп.        Ударять ладонями по коленям.

Я играю

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол.                                Имитация удара ногой по мячу.

Я играю в баскетбол,                                Имитация броска по кольцу.

И, конечно, в волейбол.                        Имитация паса в волейболе.

Закаляемся

Я утром закаляюсь,                                        Движения хлопанья по воде.

Водичкой обливаюсь.        Движения набрасывания на себя воды.

Пусть тельце будет красненьким,                        Поглаживание рук.

А ротик пусть зубастеньким.                                Улыбка.

Пусть ручки будут чистыми,                                Имитация намыливания рук.

А ножки будут быстрыми.                                Бег на месте.

.

На лыжах

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех.                                Дети машут руками перед собой.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.                Имитировать, как встают на лыжи и едут.

Консультация для родителей

«Физическая активность и здоровье дошкольника»

Подготовила инструктор по

физической культуре

Ливенцова Лилия Викторовна

Всем родителям хочется, чтобы их дети имели «много» здоровья и не болели, если бы и заболели, то не тяжело. Зачастую дети болеют, потому что мало двигаются, а едят хорошо, причём, мало в пищу употребляют овощей и фруктов. Все условия современной жизни гасят в детях потребность в движении. Это неправильно, так как наши дети много болеют потому, что мало двигаются. Воспитание физической активности ребенка в семье

Трудно дать совет по преодолению физической малоподвижности, пассивности в современной жизни. Считаю, что всем родителям должно быть понятно одно – в семье важен пример родителей. Пример: для нас в детстве всегда родители организовывали походы в лес, на озеро, брали с собой собирать грибы и ягоды. Пусть от нас было мало практической пользы и родителям было труднее работать, но зато мы постоянно двигались, бегали, прыгали, а, кроме того, обогащались наши впечатления. Один и тот же лес, одна и та же поляна каждый раз были, как новые. Зимой много ходили на лыжах, катались с горы на санках, летом  много купались. Родители для нас часто организовывали игры с водой и песком. Организуя движения детей, следует придерживаться принципа: движения должны быть энергичными и продолжительными, чтобы ребёнок вспотел. В современных условиях по такому принципу вполне реально организовать физическую активность детей дошкольного возраста.

Развитие физической активности дошкольников

У нас учитель физкультуры в школе говорил: «Физкультура без одышки ничего не стоит». Наверное, он всё-таки прав.  И, в то же время, такое утверждение вовсе не отрицает значение переохлаждения, но главный источник заболеваемости – снижение иммунитета.

С другой стороны давайте зададимся вопросом: почему ребёнок на прогулке мёрзнет? Как правило, родители одевают детей так, что им трудно двигаться, и они большую часть времени просто стоят и наблюдают за играми других детей, движением транспорта и прочее. Простую истину – человек не может озябнуть, если он находится в постоянном движении – родители почему-то не помнят. Следовательно, одевать ребёнка надо так, чтобы бодрило, тогда ваш ребёнок  будет двигаться и не замёрзнет. А от болезней, если быть совсем честным, избавиться полностью не возможно.

Основными условиями здоровья являются – физические нагрузки, правильное питание и закаливание. Читайте статьи «Физическая активность и закаливание детей», «Закаливание и здоровье детей», «Питание детей в семье». В вопросах сохранности здоровья – необходимо перестать бояться холода как источника болезней. Мы ведь все прекрасно знаем, что различные ОРВИ, ОРЗ бывают от микробов, а не от  холода. Наоборот, комнату больного следует систематически проветривать, а ребёнку организовывать  прогулки на свежем воздухе  (конечно, если нет высокой температуры тела).  Да и при современной медицине с ними легко можно справиться. Лучше  верить в здоровье и не бояться болезней. Физкультура и спорт, правильное питание, закаливание стимулируют нашу иммунную систему и спасают от инфекций. Хорошими помощниками и спасателями от холода  являются подвижные  бессюжетные игры типа:

  1. «Догони меня».
  2.  «Кто быстрее?».
  3.  «Поймай  меня».
  4. «Снежная карусель».

Забавные упражнения:

  • «Скок-поскок».
  • «Перетяжки»
  • «Попляши и покрутись – самым ловким окажись».

Сюжетные игры:

  1. «Мороз Красный нос».
  2. «Мы весёлые ребята»
  3. «Охотники и звери» и т.п.

Все эти игры возможны при присутствии нескольких детей на прогулке. Стремление детей объединяться на игры во дворе необходимо поддерживать и использовать для воспитания навыков поведения в коллективе, что особенно важно при подготовке детей к школе.

Ещё, я всё-таки себе позволю заметить, что   медицинские сёстры школ и дошкольных учреждений в 60-70-е года прошлого века, проводили с родителями беседы, консультации по вопросам физической активности детей, закаливания. Давая советы по укреплению здоровья детей, они единогласно утверждали, что физкультура и закаливание тренируют не только тело, но характер, игры и спорт воспитывают в детях чувства дружбы, волевые качества и т.п. Родителям важно знать и помнить, что физическая активность дошкольника является залогом сохранности его здоровья и улучшения качества подготовки  к обучению в школе.

Физическая активность и здоровье детей

Для воспитания физической активности детей дошкольного возраста полезны совместные занятия утренней гимнастикой с родителями или с младшими и старшими братьями и сёстрами. Младших детей такие занятия приучают к дисциплине, организуют их и учат умению внимательно слушать, следить за действиями взрослых и выполнять их указания.  Старших детей  полезно приучать  доходчиво объяснять малышам выполнение упражнений. Чувствуя себя старшим, ребёнок старается выполнять всё правильно, в нужной последовательности.

Необходимо приучить детей отвлекаться от занятий за столом, игр на компьютере, просмотра фильмов и выполнять несложные физические упражнения, снимающие напряжение мышц спины, утомления глаз и т.п. Например:

  1. Сидя, поднять плечи, сделать глубокий вдох. Отвести плечи назад, стремясь соединить лопатки и опустить вниз, делая выдох.
  2. Сидя, руки отвести назад, опираясь на сидение. Делать повороты вправо, влево. Можно по очереди отводить руки в стороны совместно с поворотами.
  3. Стоя, руки на поясе. Сделать три пружинистых полуприседания. На счёт 4 – подскок вверх с хлопком руками перед грудью.  Можно делать различные подтягивания, наклоны, движения рук, ходьбу на месте и прочее. Такие упражнения занимают 1-2 минуты, но они уменьшают умственное утомление.    

Консультация для родителей

Формирование интереса к физической культуре в ДОУ и дома

Подготовила инструктор по ФК

Ливенцова Лилия Викторовна

Уважаемые родители, перед нами стоит сложная задача, вырастить наших детей физически здоровыми, жизнерадостными, целеустремленными. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия, для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении. В нашем детском саду есть спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает всестороннее физическое развитие детей, отлично оборудованная спортивно – игровая площадка.

В основе построения воспитательно - образовательной работы в ДОУ лежит всестороннее развитие детей, заданное «Основной общеобразовательной программой» нашего детского сада, а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала.

Воспитательно - образовательный процесс в детском саду организован с учётом использования различных здоровье сберегающих технологий.

Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание - коррекционной работе. Я включаю в утреннюю гимнастику и в непосредственно образовательную деятельность специальные упражнения, способствующие формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

- ритмическая гимнастика;

- гимнастика, состоящая из хороводов;

- сюжетные танцы;

- обыгрывание сюжетного стихотворении;

- подвижные игры;

- оздоровительный бег;

- гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

- оздоровительная аэробика;

- гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном зале, а в теплое время года на спортивной площадке. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.

И от Вас, уважаемые родители, зависит, получат ли дети свою порцию бодрости и здоровья, или нет, потому что детей нужно приводить в детский сад вовремя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...