Консультация "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Практический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 "Золотая рыбка"

Рекомендации для родителей

"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи

 детей дошкольного возраста"

                                                                                               Подготовилаа: Колумбаева Э.А.,

                                                                                               воспитатель первой

                                                                              квалификационной категории

                                                                                               

Город Козьмодемьянск,

2022

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом. 
       Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). 

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).  М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. 

       Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. 

       В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания:  застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. 
    Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают
народные игры-потешки. 
     Сорока-белобока
    Кашку варила, Детишек кормила.

Этому дала, Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала. 

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.          

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. 

Можно использовать следующие стишки: 

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка, 

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я. 

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. 
Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура! 

В детский сад идти пора. 

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. 

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

 «Пальчики здороваются» -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. 
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. 
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу. 
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. 
         Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. 
       Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. 

Литература:

1.Борисенко М.Г. Наши пальчики играют/М.Г. Борисенко. - Екатеринбург: Паритет, 2005.

2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры /О.И.Крупенчук .- СПБ.: Литера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:·        способствует овладению навыками мелкой моторики;·...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи дошкольников.

В статье указана необходимость использования пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста....

"Роль массажа и пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников"

Это материал для родителей , какое важное значение массажа и пальчиковой гимнастики имеют в развитии речи дошкольников.Как может развиваться память ребёнка в дошкольном возрасте. Как массаж и пальчико...

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника (картотека)

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука &nd...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи дошкольников"

В статье описано значение пальчиковой гимнастики на развитие речи детей  и всестороннее оздоровление детского организма...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....