Доклад для родителей "Игра как средство и способ обучения дошкольников"
материал (старшая группа)

Доклад для родителей "Игра как средство и способ обучения дошкольников". Основы артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    Жирновский детский сад « Ивушка » общеразвивающего вида, Художественно-

             эстетического приоритетного развития воспитанников

          Доклад для родителей на тему:

                                   

          «Игра как средство

                             и

        способ обучения дошкольников»

         (Основы артикуляционной гимнастики)

                                                      Воспитатель: Кравчук Е.В.

                                           п. Жирнов 2022г.

Цель мастер-класса:

Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений.

Задачи:

1. Представить педагогический опыт по внедрению элементов нетрадиционных технологий коррекционно-развивающего обучения.

2. Обучить педагогов основным подходам использования нетрадиционных игровых приемов в практике работы по формированию звукопроизношения у детей.

Необходимое оборудование: сказка о «Веселом язычке»,игрушки Маша и Миша, герои из мультфильма «Смешарики», зеркальца, картинка ротовой полости, игрушки, ведерко с фасолью, картинки с изображением предметов по названиям 

артикуляционных упражнений, «Волшебный куб», перчатки – «Язычки»,ноутбук, проектор.

Формирование правильного звукопроизношения как одно из основных направлений логопедической помощи младшим дошкольникам и работа воспитателя в данном направлении. Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь.

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов, основным из которых является артикуляционная гимнастика.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является - ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Предполагаемый результат данной работы:

использование в работе новых игровых методов и приёмов позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений.

Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников и помогает поддерживать интерес к выполнению 

упражнений длительное время.

Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые задания помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

1. На начальном этапе логопедической работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики.

Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд, каждое движение повторяется 3-4 раза.

2. Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях. Рекомендуется использовать следующие упражнения:

«непослушный язычок» -пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя»;

«покусывание» -легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад;

«поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

3. Сказка о веселом язычке. Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют

 движения по тексту и по показу.

4. Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия.

Например, положение острого языка «Иголочка» можно сравнить с

жалом, морковкой, ножницами, ракетой, острым карандашом, клювом птицы. При изучении темы «Дикие животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежа и др.

Упражнение «Маятник» можно представить следующим образом

«лиса заметает следы хвостом»«собака виляет хвостом»«рыбка шевелит хвостиком»«качаются ветви деревьев».

Для формирования артикуляционных позиций –широкая и узкая «трубочка» - используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки, обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми –колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка.

Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки подосиновики, сыроежки, маслята собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки.

Упражнение «Надувание обеих щёк» преподносится как «сердитый индюк»«хомячок»«овощи»«толстячки»«колобок»«спрячем яблочки за щёчки»«щёчки - мячики».

6. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений. Например: жила был Маша (выставляется картинка или игрушка Маша). Была она очень веселой и любила играть. Однажды Маша познакомилась с Веселым Язычком (картинка Язычка, и они стали дружить. Веселый Язычок научил Машу своим играм вот по этим картинкам. Что это за игры? (Выполняются артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Улыбка”, “Ветерок”, “Почисти зубки”, “Птенчики”, “Накажи непослушный язык”.

Для обыгрывания артикуляционных упражнений «Качели»«Вкусное варенье»«Иголочка»«Лопаточка» применяется наглядное пособие «Солнышко» («солнышко» изготавливается из картона, в прорезь для рта вставляется «язычок»):

7. Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло Солнышко. Солнышко просыпается зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка.

Успешное использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволило мне достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство и способ обучения дошкольников

В своей работе я рассказываю об игровой деятельности дошкольников, которая является актуальной проблемой процесса обучения....

«Игра как средство и способ обучения дошкольников»

материал содержит разъяснительный текст по разным видам игр для детей....

Игра как средство и способ обучения дошкольников

Раскрыты виды игр, структура игры, роль воспитателя в развитии игровой деятельности...

Игра как средство и способ обучения дошкольников

Игра - для ребенка имеет важную роль в его детские годы. С помощью игры, ребенок взращивает в себе все самые хорошие качества для полноценной  и счастливой его жизни в дальнейшем будущем....

Статья "Игра как средство и способ обучения дошкольников"

Что же такое игра для ребенка дошкольного возраста? Какую роль имеет игра в формировании многих психических процессов? Какие бывают игры, их виды и способы использования в воспитательном процессе.Игра...