Консультация для родителей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста".
статья
В статье показаны цели и задачи взаимодействия педагогов и родителей по вопросам познавательного развития ребенка, дидактические игры по познавательному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. Для этого природа щедро одарила его познавательной активностью. Малыша интересует все! Поэтому, используя все доступные ему средства – взять в руки, попробовать, подействовать, - он стремится к познанию мира.
Но один ребенок с этой задачей не справится, поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастет в познавательную активность младшего дошкольника. Это значит, что родители и педагоги, объединив усилия должны сообща решать следующие задачи:
- Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов;
- Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- Направлять поисковую деятельность детей;
- Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
- Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Цель познавательного развития дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности, способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально – чувственного опыта.
Расширение кругозора
Природа
- Рассказывать о различных представителях живой природы (растениях и животных).
- Учить наблюдать за ними (на примере домашних животных и растений), отмечать их особенности.
- Читать сказки о природе и детскую познавательную литературу.
- Рассказывать о неживой природе (о сезонных явлениях; о частях суток). Связывать рассказы с реальной жизнью ребенка.
- Делиться воспоминаниями из своего детства, связанными с домашними животными, интересными местами (море, лес, река, горы и пр.), удивительными встречами и находками.
Человек
- Рассказывать ребенку о целевом назначении и функциях, свойствах и качествах различных рукотворных предметов (орудия труда, бытовая техника, мебель), используемые в хозяйстве и жизни семьи, познакомить с правилами безопасности при работе с ними.
- Формировать элементарные представления о семье (посредством рассматривания семейных альбомов, видеофильмов о жизни близких, семейных праздниках, традициях.
- Познакомить с трудовой деятельностью людей (в первую очередь близких); с профессиональной деятельностью; с бытовой деятельностью (домашние обязанности); с увлечениями и хобби членов семьи.
- Закреплять полученные представления в посильной практической деятельности (домашние дела, трудовые поручения. Обращать внимание на значимость его труда для близких людей, заботы близких для него самого.
- Объяснять ребенку назначения некоторых хорошо знакомых ему общественных мест. Упражнять в культурном и безопасном поведении дома и в общественных местах (транспорте, магазине и т.д.)
- Рассказывать о России, Родине; о ее богатствах, просторах, народах, населяющих ее и известных людях.
Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление) и мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) в соответствии с возрастной нормой.
- Развивать познавательные способности ребенка.
- Предлагать различные развивающие игры и упражнения
- Наблюдать окружающую природу и социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно действовать в зависимости от увиденного и замеченного.
Создание условий, способствующих выявлению и поддержанию избирательных интересов.
- Определить познавательные интересы, привязанности ребенка путем наблюдений за ним в свободной и игровой деятельности, через анализ вопросов, просьб.
- Учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно – развлекательных, культурных мероприятий в семье.
- Ввести традиционные просмотры познавательных телепередач. Проводить беседы о прочитанном, увиденном и услышанном.
Формирование позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
- Собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое отношение к людям (в первую очередь к близким); заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе.
- Посещать места, где можно встретить представителей живой природы (лес, зоопарк, цирк).
- Формировать чувство гордости за своих родителей, Родину.
- Способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности; иметь личные вещи, использовать личное время по своему усмотрению).
Развивающие игры и игровые упражнения, способствующие развитию познавательных процессов.
- Найди отличия
- Составь картинку
- Какой игрушки не стало?
- Что бывает по два, три, четыре, пять, семь?
- Что бывает круглой (треугольной, квадратной) формы?
- Что бывает … цвета?
- Когда это бывает? (части суток, времена года)
- Третий (четвертый) лишний.
Перед ребенком поставить или нарисовать два (три) предмета общего родового понятия (посуда, мебель, овощи, транспорт и т. д.) и один предмет отличный от них. Назвать лишний предмет.
- Наоборот (широкий – узкий, белый – черный и т. д.)
- Расставь или назови по порядку (в порядке возрастания, убывания, дни недели, счет).
- Куда пойдешь, что найдешь? (определение предметов, которые находятся в различных направлениях: внизу – земля, справа – дом, слева – дерево и т. д.)
- Конструирование из счетных палочек (геометрические фигуры, домик, елочка, лодка, самолет и т. д.)
- Дорисуй предмет.
- На что похоже? Нап-р: 6 П
- Назови животное, птицу, цветок, и т. д.
- Лабиринты
- Соедини по точкам и т. д.
- Несуществующее животное
Дети рисуют животное и дают ему имя
- Обведи и заштрихуй
- Отгадай загадку
- Не зевай, дни недели называй
- Весенние (зимние, летние, осенние) слова
Подбор прилагательных и существительных, характеризующих весеннее (или любое другое) время года.
- У кого какое жилище?
- Кто где живет?
- Кто чем питается?
- Что где растет?
- Собери урожай
- Кто как кричит?
- Отгадай по описанию
- Мамы и детеныши.
- Кто больше назовет действий?
(Например, воробей. Что делает? Летает, клюет, чирикает, сидит и т.д.)
- Что из чего сделано?
- Ездит, летает, плавает
Классификация видов транспорта по способам передвижения.
- Вершки и корешки
По внешнему виду овощей дети подбирают вершки к корешкам.
- Птицы, звери, рыбы
- Назови профессию
- Что нужно для работы (профессия)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО....
Консультация "Характеристика музыкального развития детей дошкольного возраста"
Характеристика музыкального развития детей На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционал...
Консультация «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
laquo;Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»...
Консультация. «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»
laquo;Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»....
Консультация "Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста"
О проблеме социального развития подрастающего поколения и что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным....
Консультация для родителей "Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
laquo;Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»...