Если у вашего ребёнка заикание
статья
Заикание — расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_u_vashego_rebyonka_zaikanie.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если у вашего ребёнка заикание
Сидельцева Е.М.
Заикание — расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими.
Как уже следует из определения, заикание обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата ребенка. Речь заикающегося ребенка сопровождается заминками, остановками, повторением отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы).
У заикающихся наблюдается страх речи в официальной обстановке. Так, малыш, знающий и читающий стихотворение дома, не сможет прочитать его на утреннике в садике. У детей школьного возраста заикание усиливается при необходимости быстрых и точных ответов или при обращении к ним.
Предрасполагающие к заиканию факторы: невропатические заболевания или расстройства у родителей; токсикозы беременности матери, особенно во вторую половину; сочетанные нарушения в развитии новорожденного (то есть одновременное воздействие нескольких факторов, эти нарушения могут быть представлены в различных комбинациях): природовые травмы у детей, отсутствие голосовой реакции при рождении, первое прикладывание к груди матери на 3-4-е сутки после рождения, вялое сосание, повышенное беспокойство, крикливость во время бодрствования; невропатические особенности ребенка (например, неглубокий сон с предшествующим длительным засыпанием — особенно в течение первого года жизни), ночные страхи, повышенная раздражительность и плаксивость, эмоциональное напряжение и неуравновешенность); наследственные факторы; особенности общего развития, при которых страдает двигательная сфера ребенка, нарушаются чувство ритма, мимические и артикуляционные движения.
Причины заикания: психические травмы ребенка, испуг, угнетенное состояние в связи с негативным длительным воздействием на ребенка со стороны родителей (например, скандалы в семье, крики родителей), непоследовательность родителей в воспитании ребенка.
По тяжести течения выделяют три степени заикания:
1. Легкая степень заикания. Ребенок заикается только в состоянии сильного возбуждения, особенно если он стремится что-нибудь быстро произнести.
2. Заикание средней степени тяжести характеризуется возникновением у ребенка заикания в эмоциональном состоянии. Как правило, в знакомой обстановке и находясь в спокойном состоянии, ребенок не заикается.
3. Тяжелая степень заикания. Ребенок заикается все время, независимо от условий, в которых он находится. Заикание сопровождается двигательной активностью. При волнении или во время ожидания необходимости начать говорить у ребенка нарушается ритм дыхания, учащается сердцебиение, может быть даже покраснение или побледнение лица и усиление потливости.
Заикание может проявляться в двух формах — заикание развития (эволюционное) и реактивное заикании.
Эволюционное заикание возникает от 1 года 10 месяцев (а по некоторым данным и ранее) до 5 лет, то есть в период активного овладения ребенка речью.
Как только вы заметили, что ваш ребенок начал заикаться, самой первой мерой является всяческое прекращение разговора с малышом. Нужно постараться успокоить малыша, приласкать его, создать спокойную благожелательную обстановку в доме, но в то же время не разрешать малышу говорить и самим ограничить время разговора с ним. Немедленно обратитесь за консультацией к врачу. Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением не только логопеда, но и невропатолога.
Вторая форма заикания, реактивная (как реакция на какое-то сильное воздействие) возникает вследствие испуга, психической травмы или тяжелой длительной болезни ребенка. Заикание возникает у детей, предрасположенных к невропатическим состояниям. Невропатолог, наблюдающий малыша, назначает общеукрепляющие и успокаивающие средства, чтобы снять чрезмерное перевозбуждение и вызвать спокойный и крепкий сон у ребенка. Его рекомендуют до 17 ч в сутки до 3 лет. Ни в коем случае не потворствуйте капризам ребенка, не задаривайте его новыми игрушками или сладостями. Поведение родителей потворствующих капризам детей, способствует усилению заикания. Через 10-15 дней при соблюдении всех предписаний врача заикание исчезает. При затянувшимся заикании (свыше 1-2 мес) наряду с соблюдением режима, медикоментозного лечения необходимо обратить внимание на возможное изменение общего состояния ребенка.
Родители воздействуйте на поведение ребенка ненавязчиво: прежде всего, вам необходимо воспитать у него размеренные несуетливые движения в играх и в быту. Используйте любимые игрушки: сначала предложите совместную игру, затем — самостоятельную, при которой ребенок будет сам смотреть книгу или учить чему-нибудь игрушку. На следующий день можно дать ребенку новое задание, например, научить мишку читать стихотворение, а затем поинтересоваться успехами мишки. Специалисты, работающие с нарушением речи у детей, отмечают, что в самостоятельных играх с игрушками дети, как правило, не заикаются. Очень важны для лечения ребенка совместные игры со взрослыми. Так, в совместных играх с пением и игрушками взрослые задают нужный темп речи и движений. Для 2-3-летних детей можно проводить подвижные игры со звукоподражанием и движениями. Большую роль в восстановительной терапии играют игры, в которых взрослый не только рассказывает, что делает игрушка или что нарисовано на картинке, но и повторяет сказанное ребенком. Ребенок тоже будет повторять слова и фразы взрослого или после него, или вместе с ним. Когда ребенок начинает произносить что-либо, взрослый замолкает, если малыш испытывает трудности — вновь говорит совместно с ребенком.
Таким образом, через игровое взаимодействие взрослый показывает, рассказывает, спрашивает, отвечает на вопросы, радуется, а ребенок, подражая ему, усваивает и начинает постоянно повторять отдельные слова, запоминать диалоги, а затем и задавать вопросы. Такие занятия рекомендуется проводить по 2-3 раза в день в течение 10-12 минут.
Хотелось бы также предостеречь родителей от модного увлечения наших дней, которое, очевидно, идет от желания видеть своего ребенка всесторонне развитым человеком. Фигурное катание, иностранный язык, музыка — вот что в дополнение к обычной учебе в школе часто наваливается на детские плечи. Желая еще, чтобы ребенок и правильно говорил, к перечисленному выше родители добавляют еще занятия у логопеда. Даже для детей с нормальной речью такая нагрузка может оказаться непосильной и явиться первым шагом по пути к заиканию. Если же ребенок уже страдает заиканием, то подобная перегрузка недопустима. Прежде всего, родители должны решить, что в настоящее время больше всего необходимо ребенку. И если они пришли к выводу, что главное — здоровая речь, значит, нужно отказаться от всех дополнительных предметов, так как логопедические занятия уже являются большой дополнительной нагрузкой.
Залогом успеха в логопедических занятиях являются также хорошие, здоровые отношения между родителями и детьми и между самими родителями. Недомолвки, ссоры, скандалы в семье создают напряженную обстановку в доме, и ребенок, как барометр, чутко реагирует на это, находится постоянно в напряженном состоянии, и, конечно, на этом фоне ухудшается его речь. При такой ситуации логопедические занятия, безусловно, никакого результата не дадут.
Родители должны быть очень последовательны в своих требованиях. Только тогда их требования не будут вызывать у ребенка протеста. Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привилегированным, т. е. нельзя заласкивать его, потакать всем его капризам и ограждать от всех трудностей, но и нельзя также подчеркивать перед всеми его неполноценность, наказывать физически. И то и другое может отрицательно сказаться на формировании характера ребенка. Следует относиться к заикающемуся ребенку как к здоровому, нормальному. Родители не должны показывать своего волнения ребенку, если он говорит заикаясь. Слово «заикание» не должно произноситься в доме. Тем более недопустимо передразнивать заикающегося ребенка и демонстрировать его запинки. Ни в коем случае в присутствии товарищей нельзя делать замечания и поправлять ребенка, если он говорит с запинками. Особенно осторожными в этом отношении нужно быть с подростками. Замечания подобного рода, ранят их самолюбие и отдаляют от родителей. Конечно, это не значит, что вообще не надо поправлять ребенка, если он не следит за своей речью. Но делать это нужно предельно тактично, неназойливо, чтобы не вызывать раздражения и озлобленности, и лучше всего наедине.
С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка. Вот несколько способов высказать одобрения:
- Молодец!
- Правильно!
- У тебя это хорошо получилось!
- Ты сегодня хорошо потрудился!
- Прекрасно!
- Я горжусь тобою!
- Я знала. Что ты справишься!
- Неплохо!
- Отлично!
- Ты быстро научился!
- Это то, что надо!
- Я не смогла бы сделать лучше.
- С каждым днем у тебя получается все лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Что делать, если у вашего ребёнка нарушено зрение".
Материал содержит рекомендации, как для педагогов, так и для родителей....
Если у вашего ребёнка алалия
Если у вашего ребёнка алалия и вы не знаете, что это такое, прочитайте данную статью.Этот материал поможет вам разобраться в проблеме, понять причины и механизмы возникновения данного речевого нарушен...
Буклет для родителей "Что делать, если у вашего ребёнка нарушение зрения?"
Рекомендации родителям и педагогам "Что делать, если у вашего ребёнка нарушение зрения?"...
Если у вашего ребёнка аденоиды
В нормальном состоянии аденоиды у детей представляют собой небольшие лимфоидные образования в носоглотке. Это нормальная иммунная ткань, обладающая способностью вырабатывать иммуноглобулины необходимы...
Если у вашего ребёнка короткая подъязычная уздечка
Укороченная подъязычная уздечка – состояние, когда уздечка языка, перепонка, прикрепляющая язык ко дну ротовой полости, ограничивает движения языка. У детей с такой анатомической особенностью, у...
Что делать, если моторика вашего ребёнка плохо развита?
Консультация для родителей, в какие игры и упражнения можно играть, чтобы усовершенствовать мелкую моторику ребёнка....