Игры для развития связности речи
консультация (младшая группа)

Наборщикова Евгения Анатольевна

Связность речи – это способность складывать слова и фразы в предложения. Этому навыку нужно учить, потому что дети 2 лет, как правило, предпочитают отвечать на вопросы односложно. Им еще сложно построить фразу. Чтобы облегчить эту задачу, играем с ними в игры: Позови мишку в гости. Возьмите любимую игрушку ребенка и скажите ему, что она пришла в гости. Каждый хозяин или хозяйка должны гостю все-все показать, иначе как мишка (или другая игрушка) поймет, где у нас кухня, а где ванная. Взрослый играет за мишку и задает вопросы от его лица. Вы вместе проходите по комнатам, называете их и подходите ко всем предметам. Пример диалога на кухне: «А что это? Кастрюля. А зачем она нужна? В ней нужно варить суп. А какой суп ты любишь?». Так ребенку приходится самому выступать в роли главного, рассказчика, ему нужно давать развернутые ответы, а не только отвечать односложно. Яблоко или тарелка. Игра поможет закрепить обобщающие слова, а также научить строить простые предложения с несколькими однородными словами. Вы сразу предупреждаете ребенка, что можете ошибаться, его задача – сказать, верное или неверное утверждение, а затем повторить правильное предложение. Взрослый может давать такие утверждения: яблоко и апельсин – это фрукты. Помидор и огурец – это ягоды. Тарелка и кружка – это посуда. Футболка и брюки – это мебель. Ребенку нужно повторить верное утверждение, например: помидор и огурец – это овощи. Что я вижу на улице. Отлично подходит во время прогулки, например, по дороге в садик. Если на улице ненастная погода, можно поиграть, смотря в окно. Задача простая – по очереди называть предметы и явления, которые вы наблюдаете, затем немного их характеризовать. Например: я вижу дерево. У него желтеют листья. Ветер дует, а ветки качаются. Загадки с договариванием. Сам жанр загадок отлично подходит для развития речи, ребенок внимательнее относится к признакам предметов. Для детей 2-3 лет лучше всего использовать простые загадки, ответы на которые подсказаны рифмой. Пример таких загадок: Логическая последовательность. Покажите ребенку картинки, на которых происходит простое действие. Для детей третьего года жизни не нужно перемешивать картинки, изменять последовательность, пусть они видят наглядно, как происходит действие. Ваша задача – просто проследить эту последовательность, отметить изменения, рассказать, что происходит, например, яйцо трескается, из него вылупляется птенец. Пусть ребенок сам расскажет, что случилось на картинках. Со временем можно будет повторно использовать эти карточки, но уже с другой целью – разложить их в правильном порядке. Чего не хватает? Игра развивает внимательность, а также учит строить предложения. Вы показываете картинку, где нет одной детали, спрашиваете, чего не хватает на рисунке? Ребенок отвечает, например, у машины не хватает колеса. Далее вы предлагаете на выбор несколько картинок, ребенок находит ту, на которой изображено колесо. Карточки для скачивания:  Что делают дети? Игра подходит для изучения глаголов, но можно закреплять и прилагательные. Взрослый показывает картинку и спрашивает, что делает мальчик/девочка? Ребенок отвечает. Затем можно обсуждать каждую картинку. Например, если девочка кусает/ест/кушает яблоко, можно спросить, какое яблоко? Сочное, спелое, вкусное, красное, ароматное. Зазвонил телефон. Игра направлена на построение диалога. Часто ребенок не хочет вступать в развернутый диалог в обычной речи, но с удовольствием сделает это по телефону. Если есть игрушечный телефон, он отлично подойдет для игры, если нет, можно взять пульт от телевизора или что-то еще. Скажите, что по телефону ему звонит зайчик. Разверните диалог так, чтобы ребенок отвечал не только да и нет. Возможные вопросы: как тебя зовут? Как зовут твоих маму и папу? Во что ты любишь играть? Что ты больше всего любишь кушать? Затем можно поменяться ролями.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr.docx13.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития связности речи

Связность речи – это способность складывать слова и фразы в предложения. Этому навыку нужно учить, потому что дети 2 лет, как правило, предпочитают отвечать на вопросы односложно. Им еще сложно построить фразу. Чтобы облегчить эту задачу, играем с ними в игры: Позови мишку в гости. Возьмите любимую игрушку ребенка и скажите ему, что она пришла в гости. Каждый хозяин или хозяйка должны гостю все-все показать, иначе как мишка (или другая игрушка) поймет, где у нас кухня, а где ванная. Взрослый играет за мишку и задает вопросы от его лица. Вы вместе проходите по комнатам, называете их и подходите ко всем предметам. Пример диалога на кухне: «А что это? Кастрюля. А зачем она нужна? В ней нужно варить суп. А какой суп ты любишь?». Так ребенку приходится самому выступать в роли главного, рассказчика, ему нужно давать развернутые ответы, а не только отвечать односложно. Яблоко или тарелка. Игра поможет закрепить обобщающие слова, а также научить строить простые предложения с несколькими однородными словами. Вы сразу предупреждаете ребенка, что можете ошибаться, его задача – сказать, верное или неверное утверждение, а затем повторить правильное предложение. Взрослый может давать такие утверждения: яблоко и апельсин – это фрукты. Помидор и огурец – это ягоды. Тарелка и кружка – это посуда. Футболка и брюки – это мебель. Ребенку нужно повторить верное утверждение, например: помидор и огурец – это овощи. Что я вижу на улице. Отлично подходит во время прогулки, например, по дороге в садик. Если на улице ненастная погода, можно поиграть, смотря в окно. Задача простая – по очереди называть предметы и явления, которые вы наблюдаете, затем немного их характеризовать. Например: я вижу дерево. У него желтеют листья. Ветер дует, а ветки качаются. Загадки с договариванием. Сам жанр загадок отлично подходит для развития речи, ребенок внимательнее относится к признакам предметов. Для детей 2-3 лет лучше всего использовать простые загадки, ответы на которые подсказаны рифмой. Пример таких загадок: Логическая последовательность. Покажите ребенку картинки, на которых происходит простое действие. Для детей третьего года жизни не нужно перемешивать картинки, изменять последовательность, пусть они видят наглядно, как происходит действие. Ваша задача – просто проследить эту последовательность, отметить изменения, рассказать, что происходит, например, яйцо трескается, из него вылупляется птенец. Пусть ребенок сам расскажет, что случилось на картинках. Со временем можно будет повторно использовать эти карточки, но уже с другой целью – разложить их в правильном порядке. Чего не хватает? Игра развивает внимательность, а также учит строить предложения. Вы показываете картинку, где нет одной детали, спрашиваете, чего не хватает на рисунке? Ребенок отвечает, например, у машины не хватает колеса. Далее вы предлагаете на выбор несколько картинок, ребенок находит ту, на которой изображено колесо. Карточки для скачивания:  Что делают дети? Игра подходит для изучения глаголов, но можно закреплять и прилагательные. Взрослый показывает картинку и спрашивает, что делает мальчик/девочка? Ребенок отвечает. Затем можно обсуждать каждую картинку. Например, если девочка кусает/ест/кушает яблоко, можно спросить, какое яблоко? Сочное, спелое, вкусное, красное, ароматное. Зазвонил телефон. Игра направлена на построение диалога. Часто ребенок не хочет вступать в развернутый диалог в обычной речи, но с удовольствием сделает это по телефону. Если есть игрушечный телефон, он отлично подойдет для игры, если нет, можно взять пульт от телевизора или что-то еще. Скажите, что по телефону ему звонит зайчик. Разверните диалог так, чтобы ребенок отвечал не только да и нет. Возможные вопросы: как тебя зовут? Как зовут твоих маму и папу? Во что ты любишь играть? Что ты больше всего любишь кушать? Затем можно поменяться ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Игра на развитие связной речи и грамматического строя речи "Соня и Саня собираются на прогулку"

Помогает в закреплении умения употреблять существительные в винительном падеже, уточнить и убоготить словарь по теме: "Одежда, обувь, головыне уборы". Способствует развитию связной речи....

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Консультация для родителей "Что такое ТНР? Основные компоненты речи. Игры для развития связной речи"

       Речь – это сложная функция, присущая только человеку. Для людей речь имеет огромное значение: она позволяет не только общаться друг с другом, но и передавать зн...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...