Мастер-класс для родителей
материал (старшая группа)
Мастер-класс для родителей
Тема: «Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_art_gimn.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19
Мастер-класс для родителей
Тема: «Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»
г. Ангарск, 2022
Правильная чистая речь - один из важных признаков культурного и воспитанного человека. А одна из составляющих правильной речи – это дикция, т.е. чёткое произношение всех звуков. Хорошая дикция нужна как взрослым, так и детям. Потому что нечёткость в речи несёт за собой недопонимание, что неприемлемо в работе с детьми. По данным научных исследований примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки. И их количество увеличивается с каждым годом.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
И главная помощница в этом - артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение упражнений. Но когда снижается интерес, то и уменьшается эффективность проводимой работы. К сожалению, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности проводимой работы. Возникает необходимость разработки и внедрения вариативных форм логопедической помощи.
Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом. В практике работы я использую нетрадиционные и игровые формы, методы и приёмы, что позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и повысить результат коррекционной работы.
Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Практическая часть
Логопедические "ходилки - бродилки".
Артикуляционный комплекс представлен как дорожка из кружочков с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения. Данные игры можно изготовить для постановки каждой группы звуков.
С помощью пособия «Речевые кубики» можно обыграть комплекс на любую группу звуков. Куб изготавливается из картона или берется готовый пластмассовый или деревянный кубик. На каждую сторону приклеены карточки с изображением символов-картинок артикуляционных упражнений.
Игра «Волчок»
Игрушка представляет собой диск, сделанный из картона со стрелкой, проткнутый спичкой или палочкой. Логопед раскладывает схематичное изображение артикуляционных упражнений. Ребёнок вертит волчок и называет ту картинку, на которую указывает стрелка и выполняет конкретное артикуляционное упражнение.
Зашумлённые картинки – здесь в работу включаются и внимание, и восприятие, и мышление, память. Т.е. понять, воспринять, вспомнить, сделать. Так же можно сделать на любую группу звуков.
Биоэнергопластика
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики
“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх
“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее .
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед .
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена .
«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика)
Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
«Капуста» | ||
Текст произносит взрослый
| Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы капусту рубим, рубим,
| Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу | Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» |
Мы капусту трём, трём, | Трём кулаки друг о друга | Щёлкать язычком «Лошадки» |
Мы капусту солим, солим, | Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу | Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык |
Мы капусту жмём, жмём | С силой сжимать и разжимать кулачки рук | Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке |
А потом мы капусту в рот кладём- Ам! | Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки | Имитируем процесс жевания с закрытым ртом. |
Комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме
Если ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно не брать или использовать их для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс используем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка),
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем к верху «чашечкой»).
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд – назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд – назад).
Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем - (узкий язык вытянут вперёд).
Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд – назад).
И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево – вправо).
Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),
Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),
Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).
Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),
Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).
Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).
Вот из сарая индюшка пришла, важно сказала: « БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперед – назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс "Работа с родителями"
мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...
Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы
Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....
Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»
Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...
Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...
Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».
Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...
Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"
Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....
Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос
Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с тесто...