Пальчиковые игры
консультация

Вакина Ольга Александровна

Для совместной игры родителей и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_red.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для родителей и детей
младший возраст

1.    «Прилетели гули»

Прилетели гули, гули – голубочки. Махать руками, как крыльями.

Сели на головку, на головку дочке. Положить руки на голову.

Ты, моя дочка, помаши ладошкой! Махать кистями, «прогоняя гулю».

Кыш-кыш-кыш!

2.  «Бабушка»

Бабушка очки надела и внучаток  разглядела.

       (Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках).

Обязательно встряхивать кисти рук, сбрасывая мышечное напряжение.

3.  «Тики-так»

Все пальцы собраны в кулачок.

         (Педагог произносит высоким голосом):

               -Тики-так, тики-так, так ходики стучат.

(Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо – влево).

        (произносит в среднем регистре):

               - Туки-так, туки-так, так колесики стучат.

(Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к себе, не отрывая ладоней друг от друга)

        (произносит низким голосом):

               - Туки-ток, туки-ток, так стучит молоток.

(Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)

4.  «Мы платочки постираем"

Мы платочки постираем, крепко, крепко их потрем,

(Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку)

А потом повыжимаем, мы платочки отожмем.

(Выполнять движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.

(Выполнять легкие движения кистями вверх – вниз)

А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.

(Выполнять движение «гладим белье»)

А теперь платочки сложим и в шкаф скорей положим.

(Хлопки одной ладошкой по другой и положить руки на колени)

5. «Наша бабушка идет»

Наша бабушка идет  корзиночку несет.

(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

 (Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)    Села тихо в уголочек

(Положить руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек.

(Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)

Вдруг котята прибежали и клубочки подобрали.

(Мягкими кистями выполнять движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки?

(Развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?

(Выполнять движение «вязание на спицах»)

6. «Кот Мурлыка»

Вот кот Мурлыка ходит, он все за мышкой бродит.

(Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)

Мышка, мышка, берегись, смотри, коту не попадись!

(Погрозить пальчиком левой руки, затем правой)

«А-а-а-ам!»

(Сделать резкое движение пальцами обеих «кошечка» и сжать пальцы в кулаки)

7.«Сорока»

Сорока – белобока кашку варила, детушек кормила.

(Скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы. Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки. Перевернуть ладошку левой руки, пальцы широко разведены. По очереди загибать пальчики).

Этому дала – загнуть большой палец,

Этому дала – загнуть указательный палец,

Этому дала – загнуть средний палец,

Этому дала – загнуть безымянный палец,

Этому дала – загнуть мизинец.

Другой вариант потешки:

А этому не дала!   (При этом мизинец не загибается)

«Ты воды не носил, дров не рубил!

(Указательный палец грозит мизинцу)

8.«Семья»

Этот пальчик – бабушка,

(Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки)

Этот пальчик – дедушка,

(Дотронуться до указательного пальца)

Это пальчик – мамочка,

(Дотронуться до среднего пальца)

Этот мальчик – папочка,

(Дотронуться до безымянного пальца)

Этот пальчик – я!

(Дотронуться до мизинца)

А это вся моя семья! (Положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки)

9. «Две тетери»

Как на нашем на лугу   (Пальцы широко расставлены, легкие движения вверх-вниз кистями рук ладонями вниз)

Стоит чашка творогу.

(Помахать кистями рук, как крыльями)

Прилетели две тетери,

(Помахать кистями рук, как крыльями)

Поклевали,

(Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках-«клюв»)

Улетели! (Помахать руками)

10. «Коза»

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

(Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук (если у ребенка не получается, он может выполнять упражнение одной рукой)

Ножками топ - топ.

(Пальцы сжать в кулаки. Постучать кулачком по кулачку)

Глазками хлоп – хлоп.

(Большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединить большой палец с остальными пальцами)

Кто кашу не ест,

(Погрозить указательным пальцем правой руки)

Кто молоко не пьет –

(Погрозить указательным пальцем левой руки)

Того забодаю, забодаю, забодаю!

(Выполнять первое движение «коза»)

11. «Овечки»

На лугу стоят овечки

(Указательные пальчики приложить к голове в области виска, сделать маленькие ушки и покачать слегка головой)

Шерсть закручена в колечки,

(Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, безымянный и мизинец – выполнять сразу двумя руками)

А играет для овечек на свирели человечек!

(Имитация игры на дудочке)

               

                             Средний-старший возраст

                       1. «Побежали вдоль реки»

Побежали вдоль реки дети наперегонки.

(Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальчики бегут))

Педагог произносит слова четко, постоянно ускоряя темп. Дети только выполняют движения.

                     2. «Капуста»

 Что за скрип? Что за хруст?

(Сжимать и разжимать пальцы)

Это что еще за куст?

(Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими)

Как же быть без хруста? Если я – капуста!

(Сделать из пальцев «шар)

Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямыми кистями вверх, вниз)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга)

Мы капусту солим,

(Имитация посыпания солью)

Мы капусту жмем!

(Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки)

                 3. «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимать и   разжимать пальцы)

Вышли пальчики гулять.

(Движение «фонарик»)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимать и   разжимать пальцы)

В домик спрятались опять.

(Сжать руки в кулачки)

                            4. «Снежок»

Белый снег пушистый

(Плавно опускать руки вниз)

В воздухе кружится.

(Круговые движения кистями рук)

И на землю тихо падает, ложится.

(Ритмично, плавно опускать руки вниз)

А потом, а потом

(Имитация сгребания снега)

Мы из снега слепим дом!

(движение «пирожки»)

Ух!    (Бросить снежок вперед)

                                  5. «Овечка»

Вот кудрявая овечка,                (Играть растопыренными пальчиками)

Шерстка белая в колечках,       (Поочередно соединять все пальцы в «колечки»)

Шерстка мягкая, густая – шубка у овцы такая!

(выполнять плавные движения кистями с раздвинутыми пальцами, как «кошечка»)

                                      6. «Шарик»

Надувают шарик быстро,

(Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой.            (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул,                      (Хлопок в ладоши)

Воздух вышел,                            (Подуть на сложенные ладони)

Стал он тонкий и худой.             (Собрать пальцы снова в щепотку)

                                     7. «Два ежа»

Шли по лесу два ежа, шли спокойно, не спеша.

(Поочередно шлепать ладонями по коленям)

На спине иголки длинные и колкие.

(Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак)

Чуть шуршали листьями,

(Круговые движения ладошкой о ладошку)

И травкой зубки чистили!

(Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов)

                                 8. «Замок»

На двери висит замок, кто его открыть бы мог?

(Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)

Потянули,

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Покрутили,

(Движения сцепленными пальцами от себя к себе)

Постучали.

(Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли!

(Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны)

                                     

                               9. «Пекарь»

Пекарь, пекарь из муки испеки нам колобки.

(Движение «печем пирожки»)

Да сушки – Ванюшке,

(Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно)

Да баранки – Танюшке,

(Присоединить средний палец)

Да бублики – Гришке,

(Присоединить безымянный)
Да крендель – Маришке.

(Все кончики пальцев соединить вместе, локти развести в стороны)

1.    «Прилетели гули»

Прилетели гули, гули – голубочки.     Махать руками, как крыльями.

Сели на головку, на головку дочке.                 Положить руки на голову.

Ты, моя дочка, помаши ладошкой!       Махать кистями, «прогоняя гулю».

Кыш-кыш-кыш!

                                 10.  «Бабушка»

Бабушка очки надела и внучаток  разглядела.

       (Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках).

Обязательно встряхивать кисти рук, сбрасывая мышечное напряжение.

                                11.  «Тики-так»

Все пальцы собраны в кулачок.

         (Педагог произносит высоким голосом):

               -Тики-так, тики-так, так ходики стучат.

(Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо – влево).

        (произносит в среднем регистре):

               - Туки-так, туки-так, так колесики стучат.

(Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к себе, не отрывая ладоней друг от друга)

        (произносит низким голосом):

               - Туки-ток, туки-ток, так стучит молоток.

(Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)

                    12.  «Мы платочки постираем"

Мы платочки постираем, крепко, крепко их потрем,

(Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку)

А потом повыжимаем, мы платочки отожмем.

(Выполнять движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.

(Выполнять легкие движения кистями вверх – вниз)

А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.

(Выполнять движение «гладим белье»)

А теперь платочки сложим и в шкаф скорей положим.

(Хлопки одной ладошкой по другой и положить руки на колени)

                          13. «Наша бабушка идет»

Наша бабушка идет  корзиночку несет.

(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

 (Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)    Села тихо в уголочек

(Положить руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек.

(Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)

Вдруг котята прибежали и клубочки подобрали.

(Мягкими кистями выполнять движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки?

(Развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?

(Выполнять движение «вязание на спицах»)

                                       

                              14. «Кот Мурлыка»

Вот кот Мурлыка ходит, он все за мышкой бродит.

(Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)

Мышка, мышка, берегись, смотри, коту не попадись!

(Погрозить пальчиком левой руки, затем правой)

«А-а-а-ам!»

(Сделать резкое движение пальцами обеих «кошечка» и сжать пальцы в кулаки)

                                       15.«Сорока» 

Сорока – белобока кашку варила, детушек кормила.

(Скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы. Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки. Перевернуть ладошку левой руки, пальцы широко разведены. По очереди загибать пальчики).

Этому дала – загнуть большой палец,

Этому дала – загнуть указательный палец,

Этому дала – загнуть средний палец,

Этому дала – загнуть безымянный палец,

Этому дала – загнуть мизинец.

Другой вариант потешки:

А этому не дала!   (При этом мизинец не загибается)

«Ты воды не носил, дров не рубил!

(Указательный палец грозит мизинцу)

                                          16.«Семья»

Этот пальчик – бабушка,

(Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки)

Этот пальчик – дедушка,

(Дотронуться до указательного пальца)

Это пальчик – мамочка,

(Дотронуться до среднего пальца)

Этот мальчик – папочка,

(Дотронуться до безымянного пальца)

Этот пальчик – я!

(Дотронуться до мизинца)

А это вся моя семья! (Положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки)

                                           17. «Две тетери»

Как на нашем на лугу   (Пальцы широко расставлены, легкие движения вверх-вниз кистями рук ладонями вниз)

Стоит чашка творогу.

(Помахать кистями рук, как крыльями)

Прилетели две тетери,

(Помахать кистями рук, как крыльями)

Поклевали,

(Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках-«клюв»)

Улетели! (Помахать руками)

                                         18. «Коза»

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

(Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук (если у ребенка не получается, он может выполнять упражнение одной рукой)

Ножками топ - топ.

(Пальцы сжать в кулаки. Постучать кулачком по кулачку)

Глазками хлоп – хлоп.

(Большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединить большой палец с остальными пальцами)

Кто кашу не ест,

(Погрозить указательным пальцем правой руки)

Кто молоко не пьет –

(Погрозить указательным пальцем левой руки)

Того забодаю, забодаю, забодаю!

(Выполнять первое движение «коза»)

                                           19. «Овечки»

На лугу стоят овечки

(Указательные пальчики приложить к голове в области виска, сделать маленькие ушки и покачать слегка головой)

Шерсть закручена в колечки,

(Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, безымянный и мизинец – выполнять сразу двумя руками)

А играет для овечек на свирели человечек!

(Имитация игры на дудочке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...