Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
консультация
Дидактические игры и упражнения для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_pam_kons_drod.docx | 57.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Память – это познавательный процесс восприятия, запоминания и последующего воспроизведения прошлого опыта.
В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале последующего школьного обучения. За счет многократных повторений дети запоминают необходимый материал.
При работе надо учитывать и те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная).
- «Что изменилось»
Вариант 1. Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза и сказать, что изменилось.
Данный вариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и без такой установки.
Вариант 2. Ребенку поочередно предлагаются таблицы с изображением знакомых предметов и фигур, которые следует запомнить, а затем определить, что изменилось в каждой паре таблиц (рис.7,8).
Рис.7
Рис.8
Вариант 3. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убираются. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы.
Во всех вариантах данного задания развивается зрительная память, удержание словесного текста, формируются навыки изобразительной деятельности.
- «Модификация методики А.Н.Леонтьева «Опосредованное запоминание»»
В зависимости от возраста детям предлагают разные по количеству наборы слов для запоминания и соответствующие по смыслу карточки.
Ребенок должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслу карточку, которая позволит ему вспомнить слово (например, к слову «дерево» выбирается карточка «ель» и т. п.) (рис.9).
Рис.9
При выполнении данного задания формируется способность ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, проводится обучение использованию приемов запоминания, таким образом появляются задатки словесно –логической памяти.
- «Запомни и воспроизведи»
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Например, «4, 1, 8 ...»
«3, 2, 8, 5 ...» и т. д.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).
Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобранны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Например, «6, 1,8»- ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».
«8, 3, 4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3, 8».
Подобная работа может производиться и со словами.
При выполнении всех вариантов данного задания формируется слуховая и кратковременная память, расширяется объем памяти, способность удерживать инструкцию в процессе деятельности.
- «Вспомни и покажи»
Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т. д.).
В этом задании развивается двигательная память, формируется воображение детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М., 2011.– 160 с.
- Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.:В.Секачев, 2001. – 80 с.,с ил.
- Зак, А. З. Как развивать логическое мышление.800 занимательных задач для детей 6-15 лет.– М.: Издательство «Аркти», 2003.– 143 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада / Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.:ил.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.: ил.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст.группы). Пособие для воспитателя дет.сада. - М., Просвещение,1982. – 96 с.
- ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6-7 Л)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...
Консультации для родителей "Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"
Консультации для родителей "Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста". «Что такое звук, слово, предложение?»...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Развитию логического мышления необходимо уделять должное внимание. Нужно научить детей пользоваться логическим мышлением и воображением. Ведь это пригодится в жизни! Для эффективного развития логическ...
Консультация для родителей: "Игры и упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".
Очень часто родители и педагоги сталкиваются проблемой и неустойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста. И это действительно актуальная проблема на сегодняшний день, поскольку вни...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"
Дидактические игры и упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста....