«Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет »
материал (младшая группа)
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей раннего возраста выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Присущие детям раннего возраста нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Поэтому проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста остается актуальной на сегодняшний день. Мы считаем, что разработанные нами рекомендации, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь логопедам, воспитателям групп раннего развития, няням, родителям, в устранении данных нарушений и естественном развитии мелкой моторики у детей раннего возраста.
Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики
у детей 2-3 лет »
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей раннего возраста выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Присущие детям раннего возраста нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Поэтому проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста остается актуальной на сегодняшний день. Мы считаем, что разработанные нами рекомендации, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь логопедам, воспитателям групп раннего развития, няням, родителям, в устранении данных нарушений и естественном развитии мелкой моторики у детей раннего возраста.
Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому, с самого раннего возраста, взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Самым эффективным методом развития мелкой моторики руки ребенка в раннем дошкольном возрасте является пальчиковая гимнастика.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
§ Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
§ Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
§ Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
§ Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
§ Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
§ У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
§ В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.
Первая группа. Упражнения для кистей рук
§ Развивают подражательную способность;
§ Учат напрягать и расслаблять мышцы;
§ Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
§ Учат переключаться с одного движения на другое.
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические
§ Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические
§ Развивают точную координацию движений;
§ Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
§ Учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны и детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
§ Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
§ Игровые задания должны постепенно усложняться.
§ Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
§ Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
§ Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными
Традиционные:
§ Самомассаж кистей и пальцев рук;
§ Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
§ Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
§ Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
§ Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
§ Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
§ Кукольные театры: пальчиковый театр теней;
§ Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
§ Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
§ Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Игры, развивающие моторику у детей 2- 3 лет
Волшебная шкатулка
Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования
Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.
◈ Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.
◈ Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их.
Волшебные шнурки
Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка
Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.
◈ Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.
◈ Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.
Угости кукол
Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов.
◈ Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам.
◈ Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами.
◈ Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил их.
Опять мимо!
Игра развивает мелкую моторику и координацию движений
Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком.
◈ После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.
◈ Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.
◈ С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.
◈ Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».
«Раз фасоль, два фасоль...»
Игра развивает мелкую моторику, обучает счету
Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.
◈ Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.
Крутится?
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.
◈ Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой.
◈ Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках.
◈ Попросите повторить ваши действия.
Входит и выходит
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.
◈ Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.
◈ Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».
◈ Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.
Учимся пересыпать
Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.
◈ Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.
◈ Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.
◈ Научите его делать движения рукой, как будто он солит.
Бусы
Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.
◈ Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!
◈ Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей.
◈ Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия.
◈ Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.
◈ А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.
◈ Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы.
Мастерим бусы
Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.
◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.
◈ Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу.
Подарок для куклы
Необходимый инвентарь: бусины с крупными отверстиями, леска.
◈ Расскажите малышу, что сегодня — день рожденья куклы, поэтому ей надо сделать подарок. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску.
◈ Называйте цвет каждой бусины.
◈ Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот.
◈ После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.
Сортируем макароны
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.
◈ Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».
◈ Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.
◈ Помогите ребенку справиться с заданием.
Поезд из катушек
Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия
Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.
◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки.
◈ Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд.
Узоры
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении
Необходимый инвентарь: бумага, фломастеры.
◈ Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.
◈ Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.
Лабиринт для карандаша
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений
Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка.
◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.
◈ Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.
◈ Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.
Лабиринт для пальчика
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении
Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.
◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.
◈ Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.
◈ В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных.
◈ Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры).
◈ На дорожки приклейте разную крупу.
◈ Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями.
Попробуй расстегни
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности
Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта).
◈ Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.
◈ После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами.
◈ Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.
Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.
Моя семья.
Этот пальчик-дедушка, Поочередно сгибать пальцы на
Этот пальчик-бабушка, руках, начиная с большого, на Этот пальчик-папочка, строчку показать ладошки.
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик-я,
Вот и вся моя семья!
Прятки.
В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать И головки убирали, пальцы одновременно.
Вот так, вот так, поочередное сгибание каждого
И головки убирали. пальчика на обеих руках.
Идет коза рогатая.
Идет коза рогатая, На первые две строчки - правой Идет коза бодатая, изображать рога, вытянув указ.
Ножками топ-топ! палец и мизинец. На третью
Глазками хлоп-хлоп! кончиками пальцев обеих рук
Кто каши не ест, по столу и по коленям. На
Молока не пьет строчку- хлопать в ладоши.
Того коза забодает, забодает.
Черепаха.
Черепашка, черепашка На первые две строчки –
В панцире живет. кулачки на стол, можно
Высунет головку, постукивать ими, на третью –
Обратно уберет. высунуть указ. пальцы, на
убрать обратно.
Поиграем в пальчики.
Большаку дрова рубить, Загибать по очереди все пальцы
А тебе воды носить, обеих руках. На последние
А тебе печь топить, шевелить пальцами обеих рук.
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Пальчик-мальчик.
Пальчик-мальчик, где ты был? На первую строчку показать
С этим братцем в лес ходил, пальцы на обеих руках. Затем
С этим братцем щи варил, поочередно соединять их с
С этим братцем кашу ел, пальцами.
С этим братцем песни пел.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять – На первые строчки –
Вышли пальчики гулять. разгибание пальчиков из кулачков,
Раз, два, три, четыре, пять начиная с большого пальца.На
В домик спрятались опять. строчки- поочередное в кулачки, начиная с мизинцев.
Дружба.
Дружат в нашей группе Первые две строчки-обхватить
Девочки и мальчики. ладонью левую и покачивать в
Мы с тобой подружим стих-я. След. две строчки-
Маленькие пальчики. левой рукой правую. На
Один, два, три, четыре, пять. строчке соединить пальчики
Пять, четыре, три, два, один. рук, начиная с большого, на
соединять, начиная с мизинца.
Повстречались.
Повстречались два котенка: На каждую строчку соединять
«Мяу-мяу!» поочередно пальцы правой и
Два щенка: рук, начиная с мизинца. На
«Ав-ав!» строчку показать рога, вытянув
Два жеребенка: пальцы и мизинцы.
«Иго-го!»
Два тигренка:
«Р-р-р!»
Два быка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога.
Этот пальчик.
Этот пальчик в лес пошел, Загибать поочередно
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Пирожки.
Я купила масло, На первые четыре строчки
Сахар и муку, поочередно пальчики,
Полкило изюма, продукты; на пятую строчку -
Пачку творогу. имитировать лепку пирожков;
Пирожки пеку, пеку. шестую-ладони вперед,
Всех друзей я в гости жду. движения, подзывающие гостей.
Рыбки.
Рыбки весело резвятся Имитировать руками движения
В чистой тепленькой воде. рыбок в соответствии с текс
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Улитка.
Улитка, улитка, На первую строчку ладони сжать в
Высунь рожки! кулачки, положить на стол; на
Дадим лепешки, вторую из кулачков выставить указат.
Свиные ножки, и средние пальцы, изображая рожки;
Каши горшок, на след. строчки-загибать поочередно
Хлеба ворошок, пальчики, перечисляя предметы.
Сладкий пирожок!
Коза и козленок.
Идет коза рогатая, Указательный палец и мизинец
Идет коза бодатая. изображают рога. На третью и
За ней козленочек бежит, четвертую строчки-пальцы соединить
Колокольчиком звенит. в щепотку, опустить вниз и потрясти.
На лужок.
На лужок пришли зайчата, Сгибать пальцы в кулачок в ритме
Медвежата, барсучата, потешки. При перечислении
Лягушата и енот. животных сгибать пальцы на обеих
На зеленый на лужок руках поочередно.
Приходи и ты, дружок!
Сидит белка на тележке.
Сидит белка на тележке, На первые две строчки - ритмичное
Продает она орешки: сгибание пальцев обеих рук в ритме
Лисичке-сестричке, потешки, на следующие строч
Воробью, синичке, поочередное сгибание пальчиков,
Мишке косолапому, начиная с большого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...