"Консультации для родителей".
материал
Представлена серия консультаций для родителей по развитию познавательной активности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 62.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия консультаций: «Для вас, родители!»
Консультация
«Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.
В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.
В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?).
Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.
Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.
Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать.
Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.
К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности.
В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Консультация
«Познавательные интересы вашего ребёнка».
Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребёнка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.
Необходимо формировать у дошкольников познавательные интересы. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. «Интеллектуально пассивные дети» составляют категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Прочные знания – основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».
Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребёнка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
Не стремитесь объяснять и рассказывать ребёнку обо всём, что он видит на прогулках, по телевизору. Для развития интереса ребёнка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребёнком прогуливаетесь по лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приёму сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребёнок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что даёт возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице предложите ребёнку сравнить виды транспорта, дома, деревья и т.д. Побуждая ребёнка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Играйте вместе с ребёнком.
Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение.
К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательный интерес ребёнка. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы.
«Развитие познавательно-речевой сферы детей во взаимодействии с родителями.»
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Работа с детьми по познавательномо-речевому развитию включает:
занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельностного метода;
совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;
упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы, всех сторон речи во всех возрастных группах;
опытническая деятельность;
коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;
совместные игры-фантазирование;
совместная деятельность в уголке книги (беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Виды игр действующие на познавательно- речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители подходят к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
Задача наша, как педагогов состоит в том, чтобы научить родителей развивать познавательно-речевую сферу вне занятий, дома, на прогулке, на даче. Используем для этого различные формы взаимодействия:
-родительские собрания;
-лектории;
-беседы;
-консультации;
-информационные стенды;
-папки-передвижки и др.
Как проводить домашние занятия по развитию познавательно-речевой сферы дома? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Развиваем познавательно-речевую сферу на кухне.
У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
- Согласитесь с тем, что на кухне ребенок знакомится с новыми для него словами: свекла, морковь, баклажан, петрушка и т.д. Проговаривайте названия четко и понятно, не ленитесь повторять по несколько раз, а через какое-то время спросите у ребенка, «как это называется».
- Знакомьте малыша с обобщающими понятиями. Рассматривая продукты, принесенные из магазина, объясняйте: «Это овощи – лук, морковь, картошка, а это фрукты – яблоки, банан, апельсин».
- Любой фрукт или овощ спрячьте в коробочку с отверстием, в которое можно просунуть руку. Далее предложите крохе ощупать предмет и постараться узнать, что это может быть, а потом вынуть его и убедиться в точности выбранного ответа.
- Сортируйте ягоды, фрукты, овощи по цвету. К примеру, предложите отобрать только все красное или все зеленое. Подобное занятие послужит для развития логического мышления.
- После таких занятий направьте внимание на форму и размер продуктов. Попросите ребенка разложить в разные коробки круглые и продолговатые или мелкие и большие продукты.
- Покажите несколько фруктов. Желательно начинать с двух предметов, постепенно увеличивая их количество. Попросите малыша отвернуться, а в это время один из них спрячьте. Далее спросите, какой фрукт исчез. Это отличное упражнение для развития внимания и памяти малыша.
- Отличное занятие для тренировки мелкой моторики – вместе лепить фигурки из теста. Рецепт теста легкий: вода, мука, соль, немного растительного масла. Тесто должно быть соленым, в таком случае малыш не пожелает его пробовать. Полученные фигурки можно раскрашивать, украшать пуговицами, крупой, макаронами и т.п.
- Насыпьте в большую емкость любую крупу (рис, пшено). Набросайте туда монеток, маленьких игрушек и покажите ребенку, как их можно искать и выкапывать.
- Насыпьте на противень слой манки – малыш сможет рисовать пальчиком, писать.
-Сортируем крупы.
Смешайте небольшое количество фасоли и гороха, возьмите парочку маленьких животных и предложите их покормить. Например, свинка будет кушать фасоль, а собака горох. Ах, да – горох – это маленькие собачьи косточки, а фасоль – это желуди, только кто-то их смешал, а звери ой как хотят кушать. Предложите ребенку помочь животным и разложить им по тарелочкам еду.
-Пересыпаем крупы, ищем клады.
Для таких игр мы использовали детскую ванночку для купания. Пока я готовила, Анютка сидела прямо в ванной и пересыпала горох из одной емкость в другую, искала маленькие магниты и фигурки животных, которые я заранее прятала в горох. Кстати, если ребенок играет в ванночке убирать значительно проще и меньше.
Пересыпать крупы можно руками, ложкой, поварешкой. Приготовьте разные емкости: большие и маленькие. Можно использовать баночки от детского питания с крышками. Заодно ребенок научится открывать и закрывать их.
-Нанизываем.
Подготовьте разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложите малышу сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок.
Можно кормить червячка: червячок – это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становится толстым и сытым.
- Украшайте вместе с карапузом стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, предложите малышу составить композиции: кораблик из огурца, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков овощей с сыром или фруктов. Поверьте, совсем немного изменив свой взгляд на приготовление пищи и сервировку стола, вы сможете сделать эти дела веселыми, познавательными и доставляющими удовольствие всем членам семьи. Такое занятие прекрасно развивает фантазию и воображение детей.
Итак, милые мамы, покупая продукты, думайте о пользе не только для желудка, но и для ума малышей!
Развитие познавательно-речевой сферы в ванной.
Купание в ванной – это отличный и интересный способ завершения дня.
Все, что вам нужно делать – предложить интересные задания и эксперименты, а также время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению. Спросите его, например: "Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?". В играх с водой малыш освоит, что значит "полный" и "пустой", "объем", "глубина", "плотность материала" и т.п.
Для игр с водой вам пригодятся губки разных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть (игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камушки, ракушки), воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.
Все игры в ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положите пластиковый контейнер на воду. Начинайте играть в погрузку тяжести на корабль. Положите в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружайте вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объясните ребенку, почему он пошел ко дну. Покажите, как падают на дно тяжелые предметы: камушки и ракушки. Вспомните, как видели летом на дне речки разнообразные камни.
Попробуйте также поиграть с губками: покажите ребенку, как можно набирать в губку воду и выжимать ее в баночку со шкалой миллилитров. На баночке выделите маркером какое-нибудь одно деление, например, 100 мл. Попросите ребенка наполнить баночку до уровня этой отметки. Затем перелейте это количество в стакан. Обсудите с малышом, что, оказывается, он налил в баночку ровно полстакана воды. Отметьте фломастером на стакане уровень воды. Теперь спросите малыша: "Как ты думаешь, если я наклоню стакан, так, будто я собираюсь вылить из него воду, как будет выглядеть вода в нем?" Попросите его нарисовать линию, где предположительно будет вода. Затем наклоните стакан и наблюдайте вместе с ребенком, где на самом деле оказалась вода. Попросите его отметить линию там, где он ее увидел. Теперь попросите ребенка догадаться, как будет выглядеть вода, когда стакан будет вновь прямо поставлен на стол. Затем поставьте стакан. Не в коем случае не объясняйте малышу происходящего, если он думает, что вода будет выглядеть как прежде.
Кажется, что это – очень простое упражнение и что ребенок будет отвечать правильно, ведь он смотрел на стакан с жидкостью много раз. Но одно дело смотреть, а другое видеть. Если вы специально обращаете внимание, ребенок начинает видеть то, что раньше не замечал, не фиксировал. Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.
Еще одну интересную игру можно провести с двумя контейнерами разной формы. Один должен быть широким и с низкими стенками, второй, наоборот, узким и с высокими стенками. Дайте малышу ту же мерную баночку, налейте в нее покрашенную воду до выделенной отметки. Попросите малыша вылить воду из баночки сначала в один контейнер, а затем в другой. Спросите его: "Как ты думаешь, в высоком контейнере больше или меньше воды, чем было в низком? Почему ее там стало больше, ты туда налил больше?" Не объясняйте ребенку, что количество осталось прежним, каким и было в мерной баночке. Ребенок должен экспериментировать и приходить к правильному ответу самостоятельно! Попробуйте эту же игру через несколько месяцев и оцените результаты.
В таких играх главное помнить, что интерес ребенка к исследованиям зависит и от вашей изобретательности. Чем больше экспериментов и замечательных открытий вы сделаете, тем больше ребенок узнает о свойствах воды и различных материалах.
Предлагаем вам готовые игры, хотя они не являются идеалом, дополняйте их, придумывайте новые. Приятных вам игр в ванной!
Игра с мыльной пеной
Во время того, как вы мылите малыша, возьмите мыльную пену и рисуйте ею на ванной, на стенах. Рисовать можно не только забавные рожицы, но и закреплять с ребенком недавно пройденный материал: буквы, геометрические фигуры, цифры и т.д. А когда вы моете волосы малышу, рисование может отвлечь его от неприятной процедуры. Еще можно поиграть в мыльный баскетбол. Возьмите мыльные «мячики» в ладошку и бросайте в мишень (миску, ковш).
Игрушки из мочалок
Возьмите небольшие мочалки или махровые салфетки разных цветов, вырежьте их в форме рыбок, цветочков, мячиков. Не делайте их слишком маленькими или большими. Предложите малышу во время купания помыть ноги красной рыбкой, а нос зеленым мячиков, ушко красной рыбкой. Таким образом, малыш будет учить названия частей тела и цвета.
Взрыв
Проведи с малышом эксперимент. Возьмите таблетку Алка Зельтцер, отломите от нее небольшой кусочек и положите в коробочку от фотопленки. Можно также использовать маленькую пластмассовую коробочку из-под лекарства. Заполните ее водой до краев и плотно закройте крышкой. Затем дайте ребенку в руки, и пусть он почувствует, как внутри пузырится вода. Через несколько минут раствор, вырываясь наружу, произведет мини-взрыв прямо в ванной. Крышка вылетит, и пузыри поползут вниз по стенке коробочки. Хотя жидкость безвредна и не опасна для глаз, лучше все же держите коробочку подальше от лица ребенка.
Купаем игрушки
Дети очень любят купаться со своими игрушками. Для этого подойдут резиновые или те игрушки, которые без дырочек, чтобы внутрь не попадала вода. Пусть ребенок их тоже намылит, помоет. Можно сажать их на мочалки-кораблики и плыть к «неизведанным берегам».
Вымой нос, вымой ноги
Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее. Еще можно использовать потешки для умывания. Они наверняка развеселят вашего кроху.
Попади в мишень
После того, как ребенок порисует пеной, предложите ему смыть рисунки водяным пистолетом или пластмассовой бутылочкой. Пусть он целится в мыльную мишень, чтобы поразить ее. Можно еще предложить малышу расставить легкие пластмассовые игрушки — кубики, маленьких зверюшек или бумажные чашечки на краю ванны у стены. Смысл стрельбы заключается в том, чтобы, уронив первый предмет, передвинуть остальные от одного угла ванны к другому или просто сбросить их в воду.
Тонет или плывет
Предложите вашему малышу выкупать в ванне несколько игрушек и разделить их на плавающие и тонущие. Если малышу понравилось играть с плавающими игрушками, позвольте ему выбрать несколько предметов на кухне, которые можно взять в ванну и там их «рассортировать». Посоветуйте ему отгадать, какие из них будут плавать, а какие нет; потом это, конечно, необходимо проверить.
Пускаем кораблики
Сделайте вместе с малышом кораблики из бумаги. Пустить их плавать по воде. Подуйте на него. Можно посоревноваться с малышом, чей кораблик быстрее доплывет до другого берега. Прикрепите на стену ванной комнаты покрытую пластиком карту и помечтайте о путешествии в Испанию, Катманду или Занзибар. Посмотрите, можно ли добраться туда на корабле. Так вы не только поиграете с ребенком, но и сможет преподать ему небольшой урок географии.
Чаепитие в ванной
Возьмите несколько пластмассовых мишек, собачек, рыбок или маленьких куколок. Пусть они устроят в ванной праздничное чаепитие. Дайте ребенку игрушечные чашечки, блюдечки и стаканчики, чтобы он мог достойно угостить и поиграть.
Хорошо, если вы тоже участвуете во всех играх и сопровождаете каждое действие речью.
Развитие познавательно-речевой сферы во время прогулки.
Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть дома в четырех стенах. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать речь малыша. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. Ведь вокруг столько всего незнакомого, о чем можно рассказать. Накапливаются зрительные образы, которые стимулируют ребенка обозначить их словами. Помочь малышу правильно обозначить предметы может мама. То, какими словами ребенок будет называть предметы вокруг на прямую зависит от родителей. Используя те или иные слова, интонацию мама учит малыша характеризовать ситуации и предметы вокруг правильно. Делать это нужно с раннего детства.
Разговаривайте с ребенком больше, где бы вы не гуляли. Называйте все, что видите вокруг. Обращайте внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался, на кого/что посмотрел. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните почему все так происходит. Не бойтесь говорить, даже если вы думаете, что ребенок вас не поймет. Просто разговаривайте с ним. Используйте простые понятные слова, не скупитесь на эмоции. Малыш накапливает свой пассивный словарный запас, и придет время, когда он «выдаст» все, что услышал однажды.
В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
О чем рассказывать.
Вот вы вышли из подъезда. Первое, что вы заметили, это погода.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».
Вчера прошел дождь, гляньте какие лужи вокруг. Опишите их, какие они: большие или маленькие, глубокие, мокрые, грязные, круглые. В лужах купаются птицы: большие, серые, белые голуби с розовыми лапками и синеватыми шеями, или маленькие, коричневые, шустрые воробьи. Рядом на кустике сидят яркие, маленькие, желтобрюхие синички. Чем больше эпитетов вы используете в описании того или иного существа или предмета, тем лучше. Именно лексика с эмоциональным окрасом (синонимы, антонимы, эпитеты), слова с различными суффиксами и приставками) развивают эмоциональную сторону ребенка.
Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.
На площадке.
Детская площадка – отличное место и для развлечений, и для знаний. Столько всего интересного можно узнать. Вот малыш поднял палочку, какая она? Длинная или короткая, тоненькая, с веточками или без, с листочками, шаршавая или гладкая. А сколько турников и качелей вокруг. Они все разной геометрической формы, разных цветов и по разному работают. Идете ковыряться в песочнице, обратите внимание какой песок: влажный или сухой, желтый или белый, чистый или с камешками, слепливается или рассыпается. В песке можно найти и ракушки, и камешка, и травку. Рассмотрите вместе найденный «клад», охарактеризуйте его, обратите внимание на детали. Таким образом развивается внимание и концентрация на чем-то конкретном. Расскажите, что пасочки лучше получаются из влажного песка, потому что он склеенный водичкой. Каких животных можно слепить из пасочек.
Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.
Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь.
Возле дороги.
Вот вы у дороги, сколько здесь всего интересного, движущегося, но опасного. Обязательно напомните ребенку, что дорога – не место для игр и переходить ее нужно только в сопровождении взрослых. Посмотрите какие машины вокруг: большие и маленькие, разных цветов, шумные и тихие, мотоциклы, велосипеды и спец техника. Почему то именно она особо привлекает малышей. Может, потому что отличается от другого транспорта, издает много шума. Расскажите о видах транспорта, чем они отличаются, из каких частей устроены, что или кого перевозят. Легковые машины тоже очень разные по форме, цвету, маркам. Их можно сравнивать, считать, рассматривать. Это очень увлекательно.
Животные.
Вы не задумывались, почему кроха называет животных «мяу» или «гав»? Потому что он запоминает звуки, которые они издают. Расширьте представление ребенка о той же собачке или котике, опишите какая она: гладко- или короткошерстная, большая или маленькая, какого окраса, какой породы, где живет, кто хозяин.
Маленькие дети очень любят наблюдать за птицами. Чтобы их рассмотреть поближе возьмите с собой кусочек хлеба или зерна. Дети обожают кормить птиц. Так их можно лучше рассмотреть, понаблюдать за их повадками, и в конце концов попробовать догнать.
Если рядом есть парк, наверняка там живут белочки, так что захватите с собой орешков. Малыш будет в восторге от пушистого зверька. Можно позвать белочку, постучав орешки друг о друга или по асфальту, или дереву. Некоторые уже привыкшие к подкармливанию белочки подходят очень близко, если не спугнуть. Если удастся ее покормить, у малыша будет масса эмоций на целый день. Расскажите ему где живет белка, что ест, какая у нее шубка и зубки.
Положительные эмоции и яркие впечатления – одни из лучших стимулов побуждения малыша к речи. Ему так хочется поделиться с вами об увиденном, и в этом ему помогут слова. Ничего страшного, если поначалу эти слова будут невнятными и понятными только ему. Вскоре он запомнит, как их произносит мама или папа, и постарается сказать так же. Постепенно ваш монолог перерастет в диалог, и вы еще удивитесь, какие меткие высказывания «толкает» ваше чадо.
Развитие познавательно-речевой сферы на даче.
Для маленьких горожан лучший летний отдых – дача в привычных климатических условиях. И дело тут не только в свежем воздухе. За городом у малыша больше стимулов для развития.
Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
Что надо делать, чтобы отдых на даче был познавательным?
Постепенно подключайте детей к тому, что делаете сами, но не заставляйте, не принуждайте и не поучайте. Пусть первый опыт будет приятным, интересным и оставит если не практические трудовые навыки, то хотя бы радость от своих возможностей!
Учитесь сажать, полоть, поливать, собирать урожай, наблюдать и ухаживать за животными, искать грибы, собирать хворост. Все что вы делаете вместе с ребенком, он запоминает как то, что умеет делать сам, и от этого его самооценка и самоуважение только растут.
Рассказывайте про деревья, давайте прикасаться. Вот елка, сосна- Ай! Колючая! Березка- листочки липкие. Рассказывайте про звуки, запахи, растения. Не ленитесь проговаривать важные характеристики того, о чем спрашивает малыш, или к чему он прикасается- цвет, форма, запах, мягкость, шершавость и т.п. Знакомьте своего малыша с домашними животными. Дайте прикоснуться, посмотреть издалека, вблизи. Пока он рассматривает, рассказывайте о том, кто это, как он «говорит»,, какую пользу приносит. Отдыхая с ребенком на даче, можно организовать различные игры.
- Во время прогулки собирайте цветочки, камешки кладите в корзину и напоминайте ребенку как много там цветов. Приговаривая: «Давай положим еще один!» Сколько всего?
- Наполните таз теплой водой. Вместе с ребенком сорвите несколько маленьких цветочков. Бросьте их в воду и предложите малышу вылавливать их ложкой. Обратите внимание на то, что цветочки в воде не тонут, а плавают на поверхности- они легкие.
- Очень хорошо, если у вас есть возможность сделать ребенку свою песочницу. Покопаемся в песочнице. Давайте вместе с ребенком откапывать руками из песочницы небольшие камешки и складывать их в ведерко. Можно предложить ребенку посчитать, сколько он откопал камешек. Возьмите ведерко с камешками, подойдите к тазику с водой, ведь камешки надо помыть, а заодно и руки. Обратите внимание на то, что камешки утонули в воде – они тяжелые. Предложите ребенку выложить какой-нибудь узор из камней. Разложить камни по размеру – маленькие вправо, большие –влево.
- Предложите ребенку массажный мячик и помассируйте им ладошки. Покажите как нужно сжимать мячик, приговаривая: «Сжимаем мячик сильно-сильно, катаем между ладошками, бросаем мячик далеко. Помахали ручками, ручки отдыхают»
- Можно вынести на лужайку перед ломом на даче стол и все необходимые предметы для лепки, рисования, конструирования.
- Игры с мячом «Скажи ласково». Мячик маленький поймай, да словечко приласкай. Стол – столик, стул – стульчик, ложка-ложечка, шапка – шапочка.
- «Один – много»- стол – столы, стул – стулья, шапка –шапки, ложка –ложки.
- «Маме мяч бросай и животных (фрукты, овощи, насекомых, транспорт, мебель) называй»
- «Кто кем был?»- шкаф –доской, хлеб- мукой, корова –теленком, яблоня –семечком.
- Игры с перебрасыванием мяча. «Чей домик?», «Кто где живет?»
- Кошкин дом
- Пройдитесь с малышом по всем комнатам дома, посмотрите, как они расположены. Выйдите на участок и определите, в какой комнате находится каждое окно. Если малыш затрудняется ответить, где, например, детская комната, поставьте на подоконник игрушку или картинку и снова выйдите на улицу. Теперь ребенок не ошибется.
- Мишень
- Возьмите мелки и нарисуйте на стене дома мишень – огонь. Игра эта будет длиться, пока изображение не смоется целиком, так что за внешний вид дома беспокоиться не стоит. Нужно смачивать губки в ведре с водой и бросать их в огонь − тушить пожар. Можно брать губки разных цветов и размеров, бросать их в определенной последовательности.
- Карта участка
- Хороший способ познакомить малыша с картой – вместе составить ее. Конечно, вводить условные обозначения и масштаб рано, но рисовать предметы и правильно располагать их на листе самое время. Вырежьте изображение дачного домика, качелей, бака с водой, хозяйственного блока, бассейна, грядок и деревьев − словом, всего того, что есть на участке, и вместе с малышом попробуйте разложить все эти объекты на большом листе бумаги. Нарисуйте дорожки и приклейте рисунки. Вот и получилась карта дачи, сделанная своими руками. Теперь можно составить маршрут похода по участку и смело отправляться в путь в поисках клада.
- Дачный конструктор
- Необязательно привозить с собой из города много игрушек. Ведь стоит только оглянуться вокруг! Возьмите, например, горошек. С помощью зубочисток можно скреплять из него разнообразные фигурки. Используйте также огурчики, другие овощи и фрукты. А потом вымойте эти поделки и съешьте за ужином. Проблем с аппетитом у ребенка не будет.
- Дегустация ягод
- Дегустация ягод не только полезное и интересное, но еще и вкусное занятие. Возьмите, например, смородину, крыжовник, малину и клубнику. Пусть малыш сначала попробует каждую и запомнит, как она выглядит. А затем закроет глаза и отгадает ягоды по вкусу. Правильно назвал 4 из 4 – отлично! Подобное упражнение (если только у крохи нет аллергии) можно проводить и с цветами, только, конечно, определять их по запаху.
- Почему листья зеленые?
- Вопрос «Почему листья зеленые?» задают многие дети. Объясните все как есть. Итак, цвет придает листьям вещество хлорофилл, которое образуется под воздействием света (процесс фотосинтеза). Нет света – нет зеленой окраски! Выберите большой лист на дереве и наклейте на него любую фигурную липучку. Можно просто вырезать из бумаги первую букву имени малыша и закрепить ее на газоне. Конца этого эксперимента придется подождать около недели, поэтому лучше провести этот опыт перед отъездом домой до следующих выходных. Однако ожидание будет вознаграждено: под наклейкой появится желтое изображение.
- Коллекции малыша
- Многие работы гораздо удобнее создавать на загородном участке: меньше мусора в помещении, а необходимый материал, что называется, под рукой. Шедевры украсят загородный дом и не будут причиной беспорядка в городской квартире. Ребенок может найти много гладких камешков и раскрасить их. Пусть они получатся сказочно красивыми, с маленькими рисунками, пестрыми и одноцветными. Для работы подойдет гуашь. А если потом покрыть лучшие изделия лаком, с ними можно будет играть или сделать коллекцию сказочных камней.
- Аквапарк
- Качели можно превратить в настоящий аквапарк. Для этого в жаркий день нужно лишь поднести ближе разбрызгиватель воды. При раскачивании кроха будет попадать под дождик и получать от этого море удовольствия.
- Морской бой
- Маленький бассейн, ванночка или тазик просто необходимы на даче. Ребенок подолгу может возиться с водой и различными формочками и емкостями, не отвлекая родителей от сада и огорода. Предложите малышу ложку и половник, пусть попробует переливать воду из одного сосуда в другой. Маркером можно отметить, до какого уровня нужно лить. Дайте крохе камешки, предложите ему бросать их в формочку, пока вода не выльется через край. Подсчитайте, сколько камешков потребуется, чтобы потопить кораблик, формочку, плавающие в тазике. Можно добавить в воду несколько капель пищевого красителя и поэкспериментировать с цветом.
- Утренняя гимнастика всегда полезна, а уж на свежем воздухе в веселой компании − вдвойне. Организуйте соревнования по боулингу. Поставьте кегли или башенку из кубиков и попробуйте вместе с малышом сбить их мячом.
- Упражнение не только благотворно влияет на формирование координации движений, но и развивает глазомер и зрение.
- А с какого, интересно, расстояния малыш сможет забросить мяч в корзину? Поиграем в баскетбол. Вместо баскетбольной корзины возьмем ведро или тазик. В жару можно наполнить такую емкость водой – брызги будут веселить и освежать.
- Рыбалка в тазу
- Игру «Рыбалка» многие родители покупают в магазинах специально для дачи, но можно сделать удочку и рыбок самостоятельно. Потребуется палочка, леска, магнит и скрепки, клеенка или бумага. На леску прикрепите магнит. Рыбок можно вырезать из клеенки, если вы собираетесь ловить рыбу в тазу, или из бумаги − если раскладывать речных обитателей на газоне. Прикрепите на рыбок скрепки − и игра готова.
- Сушим все, что можно
- Для развития мелкой моторики поручите ребенку вешать на веревку для просушки всякую мелочь и прикреплять ее прищепками. Не беда, если предмет сухой, его всегда можно намочить и заодно проверить, тонет он или нет. Для игры можно использовать тряпочки, листы бумаги, пластмассовые крышки, стаканчики от йогуртов, любые легкие и плоские ненужные предметы, которые найдутся в доме или кладовке. Понаблюдайте за процессом сушки. Какие предметы сохнут быстрее?
- Обязательный порядок
- Позвольте малышу вдоволь напрыгаться и набегаться по дачным дорожкам. Начертите на них линии, на которые малыш обязательно должен наступать во время бега и прыжков, и нарисуйте круги, которые нужно обходить и никогда не задевать. Тут самое время провести инструктаж по движению на дачном участке. Покажите ребенку, где можно ходить, а где посажены овощи или цветы, где грядки, на которые нельзя наступать. После такой игры принцип движения будет легко понятен ребёнку.
Консультация «Познавательное развитие детей».
Познавательное развитие:
- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,
- о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Рассмотрим каждую стадию подробнее:
1. К первой стадии мы относим ЛЮБОПЫТСТВО.
Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.
На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
Вовлекайте своих детей в деятельность разного вида, не отталкивайте их от себя. Ведь можно заняться с детьми экспериментированием на кухне, в ванной комнате, на улице и т. д.
Самое главное это желание побыть с ребёнком и уделить ему время. Он это обязательно оценит.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру - Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа по познавательной деятельности.
Уважаемые родители проявляйте интерес к развитию детей. Утром проводите зарядку с ними. Используйте такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики" и др.
На прогулке обращайте внимание на предметы, которые вам встречаются, наблюдайте за природой и ее изменениями, проводите беседы с детьми, экологические игры все это развивает активность и любознательность.
Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.
Задайте себе вопрос. Каким вы хотите видеть своего ребенка?
В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.
Например, можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, и вы ему в этом поможете, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.
Если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...