«Роль двигательной активности в развитии ребёнка»
материал

Касумова Надежда Анатольевна

Родительская гостиная

«Роль двигательной активности в развитии ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_gostinaya.docx110.71 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 37 «Дружная семейка»

Родительская гостиная

«Роль двигательной активности в развитии ребёнка»

Воспитатели: Касумова Н.А.

 

Родительская гостиная

«Роль двигательной активности в развитии ребёнка»

Цель:дать знания родителям о роли двигательной активности в развитии ребенка дошкольного возраста.

Этапы подготовки к родительской гостиной:

  1. Раздать родителям приглашение на родительское собрание.
  2. Оформить информационный стенд, включающий консультацию «Организация двигательной активности в семье» (приложение № 1), памятку для родителей (приложение № 2), фотовыставку «Быстрее, выше, сильнее», буклет «Движение и здоровье».
  3. Подготовить видеофильм «Наши дети с ответами на наши вопросы».

Этапы проведения родительской гостиной:

  1. Вступительная часть.
  2. Просмотр видеофильма «Наши дети с ответами на наши вопросы».
  3. Анализ результатов анкетирования родителей.
  4. Постановка проблемы для работы в группах.
  5. Деление родителей на рабочие группы.
  6. Составление списка идей по решению обозначенной проблемы участниками рабочих групп.
  7. Составление плана реализации идей, назначение ответственных за их выполнение.

Ход:

  1. Вступительная часть.

Воспитатель. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека, и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребёнок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека.                                                                                                                          С момента рождения ребёнок стремится к движению. Младенцы и дети постарше познают мир, ползая, лазая, бегая. Использование простых, но разнообразных игр создает условия для того, чтобы ребёнок научился свободно владеть своим телом, его движения стали красивыми, легкими и уверенными. Физическая активность не только разовьет у ребёнка ловкость, быстроту, гибкость, но и улучшит его внимание, память, расширит представление об окружающем мире. В дошкольном возрасте формируются основные движения. Но его двигательный опыт пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчают знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Ловкому ребёнку легко пробежать по извилистой тропинке и не споткнуться, сильному – далеко бросить мяч, быстрому – догнать бабочку или стрекозу.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребёнка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Подвижная игра – источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребёнка общаться со взрослыми и другими детьми, игры способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов и помогают ребенку перейти к более высокой степени развития.

Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.                                                                                                                   Таким образом, движения, двигательная активность, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребёнка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.                                                                                                                           Достаточный уровень двигательной активности ребёнка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей. К сожалению, не всегда дети имеют возможность получить достаточный уровень двигательной (моторной) нагрузки. Это не позволяет им в полной мере удовлетворять свои физиологические потребности в движении.

Замечено, что дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны. Все это говорит о том, что для укрепления здоровья, нормального физического и психического развития ребенка ему с самого раннего возраста жизненно необходима двигательная активность.

К сожалению, во многих семьях на развитие и совершенствование двигательной сферы детей должного внимания не уделяется. Большинство родителей полагает (особенно после того, как ребёнок встал на ноги и пошёл), что разнообразные движения (двигательные действия), жизненно необходимые ребёнку, появляются у него с возрастом сами собой без особых усилий со стороны взрослых путем подражания их двигательным операциям в различных ситуациях. В лучшем случае ребёнка учат в семье пользоваться столовыми приборами, одеваться, застегивать, зашнуровывать, завязывать и т. д. Однако нередко можно встретить детей, принимаемых в детские сады или поступающих в школу, у которых даже эти элементарные двигательные навыки по самообслуживанию не сформированы.  Дети, не владеющие соответствующими двигательными навыками, приспосабливаются обходиться без них, прибегая к различным уловкам: надевают и снимают обувь, не расшнуровывая и не расстёгивая её; надевают и снимают головные уборы, не развязывая тесемок, или вовсе отрывают их; обрывают пуговицы на одежде и т. п. Это ведет к ещё большему отставанию детей в моторном развитии и, как правило, появлению у них в связи с этим различных вредных привычек. Чем раньше начата с ребёнком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие. Здесь уместно будет, перефразировав известное высказывание, заметить, что предупредить отставание в моторном развитии ребенка легче, чем устранить его.

  1. Просмотр видеофильма «Наши дети с ответами на наши вопросы».

Воспитатель. С целью выявления организации двигательной активности детей в семьях все родители приняли участие в анкетировании на тему: «Двигательная активность ребёнка в семье».

  1. Анализ результатов анкетирования родителей.

Воспитатель. Наибольшей проблемой, стоящей перед воспитателями и родителями, является создание условий для обеспечения двигательной активности детей в детском саду и дома. Составляющими данной проблемы в детском саду являются:

- создание условий для активизации двигательной активности в групповой комнате;

- создание условий для активизации двигательной активности на участке детского сада;

- организация экскурсий.

  1. Постановка проблемы для работы в группах.

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам поделиться на две группы и попытаться ответить на следующие вопросы:

- Какие пособия, игры, спортивное оборудование для организации двигательной активности детей должны быть в групповой комнате?

- Какие спортивные мероприятия можно провести в группе, в МАДОУ?

- Какие темы экскурсий можно предложить для воспитания у детей двигательной активности?

- Какие спортивные сооружения, безопасные для здоровья детей, можно оборудовать на территории участка для прогулок?

- Какие спортивные площадки можно организовать на территории МАДОУ?

- Просмотр каких мультфильмов, телевизионных передач может стимулировать интерес детей к занятию спортом, спортивными играми?

- Какие семейные мероприятия можно провести в группе, в МАДОУ?

  1. Деление родителей на рабочие группы.
  2. Составление списка идей по решению обозначенной проблемы участниками рабочих групп.
  3. Составление плана реализации идей, назначение ответственных за их выполнение.

Таким образом, родительская гостиная способствует тому, что обсуждаемая проблема становится значимой не только для педагогов, но и для родителей. Они почувствуют свою причастность к образовательному процессу, с большим интересом станут принимать участие в реализации мероприятий, поскольку сами предложат и запланируют их.

Приложение № 1

Консультация для родителей по теме:

«Организация двигательной активности в семье»

 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает - пусть он находится в постоянном движении»

Жан-Жак Руссо

 

Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Родители хотят видеть своих детей здоровыми, активными, жизнерадостными, любознательными, физически развитыми. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития ребенка.

С момента рождения малыш стремится к движениям, которые постепенно становятся более координированными и целенаправленными. Дети тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторые расстояния, чтобы достичь его, а затем пытаются совершать действия с ним. Формирование у ребенка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые могут создать благоприятные условия.

Двигательную деятельность можно организовать и дома, и на прогулке.

Один из приемов активизации - регулярные прогулки, походы, где используются естественные природные факторы (овраги, пеньки, поваленные деревья) для совершенствования двигательного опыта. В зависимости от взаимодействий детей прогулки, походы могут быть разными по продолжительности и маршруту. Собираясь в поход, ребенок со взрослым обсуждает, какие игрушки, спортивный инвентарь можно взять с собой и для чего. Так у него закрепляется умение планировать свою деятельность. Желательно проводить такие прогулки по заранее разработанным маршрутам. Один и тот же маршрут может иметь разную цель: собрать шишки, желуди, листья, поиграть в мяч, т. е. нужно создать оптимальные условия, удовлетворяющие индивидуальные интересы ребенка.

В домашних условиях самый обыкновенный стул может послужить прекрасным снарядом для занятий физкультурой. С его помощью можно проделать множество упражнений, тем более, если под рукой два стула. Необходимо лишь немного изобретательности. Например, два стула могут служить параллельными брусьями, а если положить между ними палку с упором на сиденья, то можно лежа подтягиваться.

Ребенка может удовлетворить «стадион в дверном проеме». Основа его - три крючка в притолоке. К среднему крючку можно крепить канат, к крайним – качели, кольца, трапецию. В совместных занятиях родителей и детей заключен больший воспитательный смысл. Даже самый маленький стремится посоревноваться с папой, мамой, братом и сестрой. Домашний стадион – это радость общения на почве движений, силы, ловкости. Не заставляйте детей подолгу заниматься на снарядах: до появления усталости и не больше! Будьте осторожны, когда в гости приходят сверстники, не имеющие дома условий для занятия физкультурой. Они могут сорваться с тренажера и получить травму.

Иногда радости могут дать совместные занятия родителей с детьми физическими упражнениями, для которых не нужно особых условий. Дети с большим нетерпением ждут этих занятий, причем особый интерес представляют сюжетные игры, где папа может быть «конем», «автомобилем», «самолетом» и т. д.

В домашнем «спортзале» должны быть: гантели разного веса, гири, гимнастический обруч, эспандер, резина, детская скакалка, резиновые и теннисные мячи.

Помните, что личный пример родителей, их отношение к физической культуре формируют у детей необходимые навыки, которые составляют основу здорового образа жизни.

Приложение № 2

                                               

Памятка для родителей

  1. Показатель готовности ребенка к школе – его всестороннее развитие и, прежде всего, его физическое развитие и здоровье. Создание педагогических и гигиенических условий в семье для правильного физического развития – залог здоровья ребенка, основа его всестороннего развития. Оптимальный режим дня – правильное питание, сон, достаточное пребывание  на свежем воздухе, занятия физической культурой, чередование различных видов деятельности, спокойное поведение взрослых – основа нормального физического и психического развития ребенка.
  2. Понаблюдайте, не отстает ли ваш ребенок в физическом развитии от своих сверстников (путем сравнения данных ребенка со средним показателем детей соответствующего возраста).
  3. Регулярные ежедневные прогулки, независимо от погодных условий, увеличивают сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, способствуют закаливанию, воспитанию физических качеств. Организация доступных походов, пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок, выход на каток, спортивные игры способствуют разнообразию двигательной деятельности ребенка, оздоровлению и всестороннему его развитию, создают благоприятные условия для физического развития.
  4. Воспитывайте привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями, приучайте ребенка самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома. Выберите такие упражнения для общего развития, которые  всесторонне влияют на организм.
  5. Проверьте, достаточно ли дома спортивного инвентаря и каково его применение.
  6. Утомление – главный враг внимания. К утомлению приводит однообразная работа. Чередование в течение дня различных видов деятельности, разнообразных игр и занятий физическими упражнениями предупреждает переутомление центральной нервной системы, воспитывает организованность.
  7. Будущие успехи ребенка в подготовке к школе зависит от его правильного физического развития и здоровья.

C:\Users\User\Downloads\img1.jpg

Приложение № 3

Анкета

«ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

1.Фамилия,имя ребенка ______________________________________________________________________

2. Дата рождения ______________________________________________________________________

3. Дорога до детского сада: пешком (сколько времени?)______________________________________________________________

На транспорте (сколько времени?)______________________________________________________________

4. Гуляет ли ваш ребенок в выходные дни:

нет; да – 1 раз в день; 2 раза в день

5. Общая продолжительность прогулки в день при хорошей погоде:

до 1 ч; до 2 ч; до 3 ч; более 3 ч.

6. Дружит ли Ваш ребенок с физкультурой:

- нет;

- да (играет с мячом, катается на велосипеде, занимается на тренажерах;

-другое _______________________________________________________________

7. Делает ли ребенок утреннюю гимнастику: 

нет; иногда; только в выходные; да, всегда.

8. Занимаетесь ли Вы физкультурой вместе с ребенком:

нет; иногда; да, часто.

9. Если ребенок занимается физкультурой и спортом, то где:

- в спортивной секции;

- на спортивной площадке около дома;

- на прогулке;

- дома (есть тренажеры, спортивный комплекс)

10. Проводите ли закаливание ребенка дома: 

нет; да, регулярно

(указать какое)_________________________________________________________

11. Посещает ли ребенок дополнительные занятия:

да; нет.

12. Если ребенок занимается дополнительно, укажите сколько раз в неделю и продолжительность одного занятия:

музыкой_______________________________________________________________

танцами _______________________________________________________________

в изостудии ____________________________________________________________

другое ________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты: ___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое родительское собрание на тему: «Роль двигательной активности в развитии ребёнка»

Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей....

Роль двигательной активности в развитии ребенка

В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги и конечно огромную роль в этом процессе играют родители.   Здоровье подрастающего человека – это проблема не только со...

РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, п...

Консультация для родителей «Роль двигательной активности для развития детей»

Рассказать родителям о формах двигательной активности и их влиянии на развитие ребёнка....

«Роль двигательной активности в развитии ребенка»

Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. В систему мероприятий, необходимых для правильного ф...

РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

            Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие....

Роль двигательной активности в развитии дошкольника

В статье рассматривается роль двигательной активности для полноценного роста и развития ребенка дошкольного возраста...