Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников
статья
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями-держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 764.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями-держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2 — 3 раза в день по 3 — 5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей мальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.
Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу – правой
Я его катаю, браво.
- Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «указывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- Массаж «четками».
Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг.
«Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок/
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
В. Берестов
«Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.
«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
Кто идет?
Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град...
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
Л.Г. Парамонова
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким.
«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом? ..
(Лыжи.)
Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник.)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
(Лыжи.)
«Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.
«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
ша-шо-шу-ши-ше;
шко-шка-шку-шки-шке;
аш-ош-уш-иш-еш;
шта-што-шту-шти-ште.
Чистоговорки:
ша-ша-ша — в доме у нас Маша;
шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу — на руках ее ношу;
ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.
Стихотворение:
Кто потерял много игрушек
Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку, матрешку,
шишку, мартышку,
Мишку, машинку,
пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку,
катушку, лягушку.
«Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциация звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке -
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена. торчать из кулачка не должны).
Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников
Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.В. А. Сухомлинский...
Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ...
Статья «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ»
Данная статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....
Методическое пособие "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников"
Методическое пособие...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывавются отсновные вопросы развтия мелкой моторики посредствам пальчиковых игр....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ
Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ре...