Консультации для родителей "Финансовая грамотность дошкольников"
консультация

Калитвянская Людмила Владимировна

Консультации для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста по финансовой грамотности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №33

Консультации для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста

«Финансовая грамотность дошкольников»

Подготовила:

Старший воспитатель

Калитвянская Л. В.

г. Североуральск, 2023 г.

Консультация «Финансовая грамотность дошкольников»

      Работа по экономическому воспитанию обучающихся дошкольного возраста невозможна без участия родителей (законных представителей), их заинтересованности, понимания важности проблемы. Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию формирования основ финансовой грамотности у дошкольников, это идею взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание имуществом развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления.

      ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к книжкам, игрушкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку – нельзя ругать его за то, что она вздумал ее подарить кому-то или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самокат, чем лет через 20 – что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она? Она в личном пользовании или в общем?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать ребенку перспективу «жизни» той или иной вещи. Тогда дошкольник будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или сохранилась так хорошо, что служила много лет и была самой любимой).
  2. Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершает как можно больше ошибок! Наша задача здесь – не ругать и не укорять. А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам.
  3. Всегда объяснять, почем потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не сама вещь, а обсуждение вокруг нее – возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет узнать ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.
  4. Четко соблюдать договоренность: никаких дополнительных финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой. Всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного или неправильно потраченного ребенком.
  5. Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! Оптимально начинать надо с 3-х лет. Ведь для того, чтобы научиться чему-то (например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении.

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка:

  • Система финансирования – карманные деньги;
  • Главный тезис – карманные деньги, это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы. Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент.
  • Периодичность выдаваемых средств – оптимально делать это еженедельно;
  • Размер – чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма бы его устроила. Этим определяются его запросы. Если запросы слишком высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны), вместе нужно откорректировать их, объяснив, что что можем выделить только определенные средства.
  • Что входит в перечень затрат -  или, что ребенок может и что должен покупать на эти деньги.
  • Надо напоминать ребенку почаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.
  • Обязательно надо поинтересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах – надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Но при этом никогда не предлагать финансовую компенсацию.
  • Система штрафов – это деловая игра, когда факт получения убытков весьма неприятен. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.

      Как считает Орлова И. Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люде не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг – обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате.

      Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно – распиской. Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм.

Ожидаемые результаты применения системы самостоятельного распоряжения деньгами:

  1. Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
  2. Знание о соотношении стоимости вещей или услуг;
  3. Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать;
  4. Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и, соответственно, определять приоритеты);
  5. Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык, знание или умение, новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости – это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок;
  6. Познание себя – иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали, и не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии;
  7. Познание других – чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других – тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу).
  8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется. Хороший тест для родителей: «Кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?»
  9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). В этом заключается основа для становления ребенка как субъекта.
  10. Знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. К тому же, не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.
  11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения. Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в домашних учреждениях, но и в семье.

     

      Результатом осмысления зарубежного опыта, традиций народной педагогики, трудов отечественных педагогов, являются еще несколько практических советов родителям, которые стремятся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей. Эти советы – результат осмысления зарубежного опыта, традиций народной педагогики, трудов отечественной педагогики и многолетней работы с дошкольниками.

  1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой, зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравится, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями.

  1. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает в этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Случая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

  1. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вам и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознавать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это!  И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу.

  1. Дети должны знать цену деньгам.

Для того, чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможем ему осознать, что за все – продукты, игрушки, книги необходимо рассчитываться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

      Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки.

      Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило – нет денег, нет и расходов.

      Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, спектакль, да мало ли еще что можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгами. Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

      Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

Консультация «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям».

      В нашей стране ответственность человека за собственные решения в финансовой сфере стала особенно актуальной чуть более 20 лет назад, и до сих пор для существенной части людей взаимосвязь между текущими действиями и собственной финансовой стабильностью остается неочевидной. В России по-прежнему обучение обращению с финансами происходит, как правило, в момент появления первой работы и собственного заработка. Для каждого человека это свой возраст, который колеблется в диапазоне 16 – 20 лет.

      Но обучать детей основам финансовой грамотности можно гораздо раньше. Самый простой и эффективный инструмент, доступный каждому родителю – это карманные деньги, о которых п пойдет речь сегодня. Вот несколько советов по построению взаимоотношений с вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

Выдавайте детям карманные деньги.

      Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

     Начать можно с любого момента, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребенок может деньги посчитать, либо с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу и т.п.

Договоритесь с ребенком о сумме и периодичности выдачи карманных денег.

      Карманные деньги, как и многие другие важные элементы жизни, непосредственно касающиеся ребенка – предмет для обсуждения с ним. Особенно важно в течение этого разговора рассказать ребенку о его новых правах и возможностях. Выберите вместе с ним период, на который вы будете давать ему определенную сумму карманных денег (каждую неделю, раз в месяц и т.п.).

Не платите ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.

      В формировании финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периодичности и объему средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или наказания.

Не увлекайтесь контролем расходов.

      Цель предоставления карманных денег ребенку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды – чем меньше период, тем проще контролировать траты.

Расскажите ребенку, для чего нужна копилка.

      Обсудите с ребенком суть накоплений – для чего они нужны, что позволяют делать. Поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребенка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет или другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.

Договоритесь о помощи при крупной покупке.

      Если копить на важную для ребенка вещь необходимо слишком долго – мотивируйте ребенка тем, что когда он накопить какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть, две трети и т.д., в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.

Включите в карманные деньги часть расходов на ребенка

      Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребенка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти – до тех пор, пока все расходы ребенка не окажутся в его собственной зоне ответственности.

Помогите ребенку оптимизировать расходы

      Расскажите ребенку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.)

Будьте примером

     Обратите внимание на то, что дети – это наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Предложите ребенку специальное обучение

     Существуют специальные курсы, тренинги и мастер-классы, на которые детям и их родителям в игровой форме, с использованием мультипликационных и других материалов преподают основы финансовой грамотности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с детства понимал, что такое деньги и как с ними обращаться, откуда они берутся и как их правильно тратить, данный инструмент будет наиболее эффективен.

Консультация «Как обучить детей финансовой грамотности»

     

      Данное руководство разработано с целью помочь родителям развить финансовую грамотность у детей. Для этого родителям необходимо сделать следующие шаги:

  • Рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег;
  • Познакомить ребенка с номиналами купюр и монет;
  • Ввести в арифметику счета;
  • Рассказать, как вы зарабатываете деньги и на то их тратите;
  • Объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру);
  • Объяснить разницу между потребностями и пожеланиями при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому;
  • Объяснить принцип накопления денег.

      Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

      К сожалению, финансовую грамотность не преподают в школах, но несмотря на попытки государства повлиять на финансовую грамотность детей, главными учителями финансовой грамотности остаются родители (законные представители) обучающихся.

      Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно понимаю в финансах» или «у меня и так финансовые проблемы, что же я могу ребенку объяснить?». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами.

      Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать ребенку. Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру, чтобы объяснить вашему ребенку базовые принципы.

      Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочные.

      Поэтому важно именно ваше участие, чтобы все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями. Таким образом, дети быстрее поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения. Итак, давайте приступим.

Что такое бартер?

      В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтобы что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают, и как деньги попадают к родителям в карманы – тоже. Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 3 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним подойти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

- Предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар – гроздь винограда или осла?»

- Товары для обмена были дискретны, то есть, их было трудно дробить: 2как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? Менять козу на буханку хлеба – это выгодно?»

- Товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? Нужно ли кому-то тухлое мясо?»

      И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары – деньги, которые решали три упомянутые выше проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну, а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических качеств.

Что же такое деньги?

     Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр. Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в рубле?» или «как собрать сумму в 64 рубля»?

     Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий. Положите перед ребенком кучку монет:

- Пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он быстрее научится отличать монеты разного номинала);

- Расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец» и т.д.;

- Расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры).

      И, наконец, чтобы закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку. После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги проходят тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.

Альтернативные виды денег

     Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните, что денежный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.

Заработок

      Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги. Расскажите детям, что людям надо работать, чтобы зарабатывать деньги. Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то – за проект. Расскажите также, что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также – что можно стать предпринимателем и начать свое дело, и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.д.).

      Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы. К примеру, «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем».

      После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать, он может поинтересоваться, как он может заработать деньги уже сейчас. И это абсолютно здравое желание. В ответ вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие, как день рождения, новый год и т.п.).

      Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка, открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте, какой бы странной или абсурдной не была его идея: он же не собирается сейчас ее реализовывать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде: «ты никогда не сможешь это сделать» или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.

Карманные деньги

      Давать деньги детям на регулярной основе – это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности.

       Только важно – приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку, например, каждый понедельник утром или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год. Кроме простой регулярной (линейной – выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работы по дому.

      Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны: если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана и штрафуйте за недовыполнение.

 

Потребности и желания

      Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание тог, что такое потребность, а что – желание. Потребность – это то, что нужно для выживания. Желание – это то, что нам хотелось бы иметь. Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить.

       Примеры потребностей:

- дом (в широком смысле);

- пища;

- здравоохранение;

- одежда.

      Примеры желаний:

- технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры);

- ювелирные украшения (бижутерия);

- кино, телевидение, компьютерные игры.

      Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в этом случае?» Постройте диалог так, чтобы ребенок понял, что оплата счетов на коммунальные услуги и покупка пищи – куда важнее желаний наших или его.

      На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему о вашей зарплате, доходе, и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.

      Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтобы его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «Как думаешь, легко нам будет без холодильника?», «Может, перестанем платить за воду?», «Что важнее купить: еду или игрушки?».

      Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое – на желания, сделайте простую круговую диаграмма, поделенную на 3 – 5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи. Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтобы ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмма вместе: будет весело.

Правильный выбор: куда тратить деньги?

      Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.

      В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть – оставаться неизменной. Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги – ресурс ограниченный, и что большая часть семейного бюджета, как правило, тратится на потребности.

      Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор. Выбор в том, купить ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячом и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.

       После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уравнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 рублей, а робот – 200. Ты можешь купить мяч и еще что-то на 100 рублей», и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он или она будут более тщательно отбирать, какой же товар ему обязательно нужен: этот процесс осмысления очень важен. После нескольких принятых решений с четом стоимости, вносите новые переменные: причины за и причины против. Попросите ребенка придумать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против.

       К примеру, причины за покупку последней модели iPhone могут быть такими:

- мои друзья будут меня уважать;

- он удобный, стильный и эстетичный;

- он поможет мне в ежедневных задачах.

      Причины против покупки:

- он дорого стоит;

- у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций;

- я избавлю себя от фальшивых друзей, которые потянутся ко мне из-за последнего айфона.

      Когда у ребенка будет список причин «за» и «против» для каждого пожелания, напишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица. Попросите ребенка сузить список до 1 товара, и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10% суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег.

      Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить к решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.

      Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить, что это «плохой выбор», потому что вы демотивируете его. Вместо этого укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картинку. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).

Принцип накопления

     Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь, которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельство – отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления.

      Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться для рождения или другого праздника и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать. И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно и подождать.

       Проясните несколько вещей с ребенком:

- сколько уже есть у вашего малыша;

- сколько стоит товар (игрушка или что там), включая доставку и другие затраты;

- сколько денег ребенок может накопить в неделю;

- сколько потребуется времени для получения необходимой суммы.

      Можете выяснить, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы, и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните, что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложиться.

      Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтобы вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает.

      Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такое безответственный поступок не только обречет вас на пожизненную помощь ребенку, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится. Лучше предложите ребенку дополнительный заработок, пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то.

      Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей. Сегодня ваш ребенок может решить, что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтобы ждать так долго.

Вывод

      Для того, чтобы ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы – родители – должны их подготовить и обучить финансовой грамотности. Именно умение правильно обращаться с деньгами может в будущем стать решающим фактором для успешности вашего ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....

Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников»

Консультация расчитана для родителей детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...

Консультация для родителей "Финансовая грамотность дошкольников"

Финансовая грамотность детей, для чего она нужна? Задача родителей - дать детям такие уроки, которые помогут им нучиться быть успешными, счастливыми и продуктивными....

Консультация "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов ДОУ по основам финансовой грамотности....