Консультация "Одарённый ребенок- какой он?"
консультация

консультация для родителей  на тему: Одарённый ребенок- какой он.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герб

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»

Консультация для родителей

 на тему: Одарённый ребенок- какой он.    

Подготовила воспитатель:

Юмагулова Уралия Салаватовна

п. Горноправдинск

2022

Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Одно из определений понятия «одаренный ребенок»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Так же у детей часто наблюдается обширный словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Типичные черты одаренных детей:

 - на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

 - быстро запоминают услышанное или прочитанное;

 - решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, многим интересуются;

 -оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Если у Вашего ребенка:  отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,  чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,  проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,  живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,  отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,  повышенные математические способности в плане вычислений и логики, устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач, обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,  наблюдаются трудности в общении со сверстниками,  высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),  зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске), то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.

Рекомендации родителям одаренных детей

Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:

  1. Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного

развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).

  1. Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой

области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.

  1. Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения

или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью,

оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это

случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.

Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка

  1.  Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.
  2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.
  3.  Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
  4.  Креативный тип. Выражается нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.
  5.  Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает

высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство нравиться другим людям.

  1.  Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Что делать родителям? Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 6-7 летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам. Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

 В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

  Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

      Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому     иногда их надо и снизить, да и родителям необходима передышка.    

       Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

     Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.  

    Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

Советы Дэвида Льюиса, одного из признанных специалистов по одаренности 

 Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.

 Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.

 Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием, и работа еще не закончена.  

 Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.

 Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.

 Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения.

 Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.

 Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

 Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

 Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

 Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

  Внимательно относитесь к его потребностям.

 Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.  Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

 Не дразните ребенка за ошибки.

 Хвалите за любые успехи.

 Учите его общаться с взрослыми любого возраста.

 Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.

 Не запрещайте ребенку играть со всяким «хламом» – это стимулирует его воображение.

 Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.

 Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

 Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.

 Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.

 Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения.  Пусть он почувствует ответственность за свои решения.

 Помогайте ребенку стать личностью.

 Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

 Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

 Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».

 Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.

 Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок-какой он?

Как узнать, что ваш ребенок-гиперактивный?Правила общения с гиперактивным ребенком.Гиперактивный ребенок-какой он?...

Агрессивный ребенок. Какой он ...

как воспитатель может помочь агрессивному ребенку...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....

Две модели поведения взрослого с ребенком.Какую выбрать- решать ВАМ!!!

Материал представляет две модели поведения взрослого с ребенком.От выбора модели зависит- будет ли Ваш ребенок спокойным, самостоятельным, уверенным в себе, успешным в дальнейшей жизни....

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...