Консультация для родителей
консультация
"Формирование адекватной самооценки у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koonsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 297.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование адекватной самооценки у дошкольников»
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей жизни от этого будет зависеть успешность человека.
Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми, в первую очередь родителями, и сверстниками. Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой.
Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Пятилетний ребенок, оценивая свои практические умения, преувеличивает свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже в не в такой открытой форме, как раньше. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности.
Самооценка динамична: она возникает, удерживается или исчезает. Самооценки могут быть адекватными (соответствуют имеющимися у человека качествам, возможностям) и неадекватными (завышенными или заниженными). Неадекватность самооценки - один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.
Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания
(по М. И. Лисиной).
Адекватная самооценка формируется, если:
• родители уделяют ребёнку достаточно много времени;
• оценивают положительно, но не выше, чем большинство
сверстников;
• часто поощряют / не подарки/;
• наказывают в виде отказа от общения;
• адекватно оценивают физические и умственные данные;
• прогнозируют хорошие успехи в школе
Дети с адекватной самооценкой:
• анализируют результаты деятельности;
• пытаются выяснить причины неудач;
• уверены в себе, активны
• быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;
• настойчивы в достижении цели;
• стремятся к сотрудничеству;
• общительны и дружелюбны.
Завышенная самооценка формируется, если:
• родители уделяют ребёнку очень много времени;
• оценивают высоко, выше, чем большинство сверстников;
• очень часто поощряют, / в том числе подарки/;
Дети с неадекватно завышенной самооценкой:
• очень подвижны, не сдержаны;
• быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;
• часто не доводят начатое дело до конца;
Заниженная самооценка формируется, если:
• родители уделяют ребёнку очень мало времени;
• оценивают ниже, чем большинство сверстников;
Дети с заниженной самооценкой:
• нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны;
• готовы расплакаться в любой момент;
Заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности до проявления агрессии.
Негативная самооценка может привести к:
• Развитию нерешительности, застенчивости.
Ребенок может избегать ситуаций, в которых нужно проявлять речевую активность, отказываться от ведущих ролей в играх.
• Эмоциональной неустойчивости (обидчивости).
Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.
• Страхам.
Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т. п.
• Тревожности. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми.
• Конфликтности. Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.
• Агрессивности.
Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т. п.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.
• Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
• Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните – похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
• Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой.
Не допускается негативная оценка действий ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т. д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих силах, способностях. Из-за этого формируется низкая самооценка, вызванная отношением взрослых, а также начинается невротическое развитие ребенка.
Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию. Это дестабилизирует личность.
При работе с детьми необходимо всегда помнить следующие правила:
1. Положительно оценивайте ребенка как личность, демонстрируйте доброжелательное отношение к нему.
Для этого как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»).
2. Не бойтесь указывать в тактичной форме ребенку на ошибки.
(«Работа хорошая, но зайчик у тебя, Ванюша, сегодня не получился»). Но результаты работы ребенка, занижающего свои возможности, сравнивайте не с работами других детей, а с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад («Посмотри, сегодня ты завязал шнурки лучше, чем вчера»). Как можно чаще поощряйте детей с заниженной самооценкой.
3. Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения
(«Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Юля простила тебя?», «Посмотри, ты нечаянно толкнул Машу, она заплакала. Подумай, как надо поступить в этой ситуации?»).
4. Обязательно выражайте уверенность в том, что у ребенка все получится
(«Завтра зайчик выйдет красивым», «Ребята, завтра Саша не будет больше обижать девочек»).
При попустительском стиле руководства педагог стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность детей, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний. Непоследовательный стиль характерен тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.
Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины. Специалисты считают, что педагог окажет позитивное воздействие на самооценку своих питомцев, если, взаимодействуя с ними, научит гордиться тем, что каждый из них умеет делать хорошо, помогая осознать тем самым свои способности.
Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.
Улыбка, похвала, одобрение - все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ.
Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции».
Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.
Формирование адекватной самооценки, и умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки.
Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.
Игра «Мое имя» Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что, имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным.
Игра «Связующая нить» Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игра «Возьми и передай». Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Игра «Настроение». Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.
Игра «На что похоже настроение?» Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает –какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.
Игра «Комплименты». Цели: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза cоceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе.». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...