Адаптация детей к дошкольному учреждению
консультация (младшая группа)
Материалы по адаптации детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наш ребенок поступает в детский сад | 73.52 КБ |
Памятка по адаптации | 83.8 КБ |
Анкета для родителей | 18.68 КБ |
Соцпаспорт воспитанника | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №44 «Светлячок»
г.Мытищи
«Наш ребёнок
поступает в детский сад!»
Я встану, маму разбужу.
Надену сам штанишки.
Умоюсь сам. И чай попью,
И не забуду книжку.
Меня работа уже ждет.
Я должен потрудиться!
Покушать кашку, погулять,
Поспать, повеселиться!
Я на работе целый день
Пою, леплю, танцую.
Потом попью, опять поем
И букву нарисую.
А если спросите меня,
Отвечу очень громко:
«Я в садике, я в садике
Работаю ребенком!»
Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома...
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.
С чего начать при поступлении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение?
- целесообразно, примерно за месяц до того, как ребёнок начнёт посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним;
- подробно рассказать ребёнку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нём;
- вести себя так, чтобы ребёнок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
- и, наконец, не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день и предстоящие перемены в жизни ребёнка.
Обратите внимание на режим ребёнка- он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад.
Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа (уложить до этого всех кукол, медвежат, зайцев и т.д. спать).
Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. О детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру.
Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.
Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания.
Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
Последите, как ребенок играет с другими детьми. Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.
Итак, причинами тяжёлой адаптации к детскому саду могут быть:
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек;
3. Неумение занять себя игрушкой;
4. Не сформированность культурно-гигиенических навыков;
5. Отсутствие у ребёнка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми;
6. Кризисный период развития.
В 3 года адаптация к новым условиям протекает более тяжело и длительно.
7. Наличие отклонений в здоровье (со стороны неврологических и соматических статусов).
Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью. Но и не забывайте, что детский сад - важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА.
Что нужно сделать:
-отправляйте ребенка в ДОУ только здоровым;
-обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания;
-подчеркивайте, что Ваш ребенок Вам, как и прежде необходим.
-первое время давайте ребенку из дома в сад любимую игрушку.
-проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к ДОУ;
Как вести себя с ребенком:
-поддерживайте у ребенка его новый статус (он стал большим);
- в первые дни, не оставлять ребенка в детском саду на длительные время;
-поддерживайте положительный климат в семье;
-следует снизить нервно-психическую нагрузку, прощайте мелкие капризы;
-сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребенка, специфике режимных моментов.
-при выраженных невротических реакциях посещайте детский сад по несколько часов и в присутствии мамы.
Как не надо:
-отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
-не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
-препятствовать контактам с другими детьми;
-увеличивать нагрузку на нервную систему;
-одевать ребенка не по сезону;
-конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.
Не верить в мифы:
-адаптация в детском саду происходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у нас будет тоже самое.
-дети в детском саду все время болеют.
- у ребенка, который ходит в детский сад, портится характер, он становится просто не выносимым.
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в нашу группу.
Для знакомства с вашим ребенком и более успешной работы воспитателей,
просим вас ответить на следующие вопросы:
1. Ф. И. О. ребенка ________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________
2. Мать Ф. И. О __________________________________________________________
телефон______________________________________________________
3. Отец Ф. И. О __________________________________________________________
телефон______________________________________________________
4. Домашний адрес_________________________________________________________
Домашний телефон /если есть/ _____________________________________________
Психологическое состояние ребенка
1. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? ________________________
2. Какие любимые игры и занятия есть у вашего ребенка?
__________________________________________________________________________
3. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми / взрослыми)? _______________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть :
• Часто беспокоен и возбужден • Часто вял, апатичен, пассивен
• Много беспокоится по поводу своих успехов и неудач на занятиях в детском саду
• Не организован, разболтан, не собран • Часто без повода раздражается
• Легко выходит из себя из-за неудач и замечаний • Не в меру плаксив
5. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье
• Благополучные • Неблагополучные • Ровные • Сложные (напряженные)
6. Конфликтует ли ребенок? Со сверстниками / Со взрослыми
Укажите причины конфликтов ____________________________________________
7. В какое время засыпает ребенок вечером?____________________________________
8. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании? Да / Нет
9. Как Ваш ребенок спит?
• Спит крепко / беспокойно • Легко засыпает / с трудом засыпает
10. Где, кроме детского сада, бывает Ваш ребенок, как вы любите проводить с ним свободное время, выходные дни? ____________________________________________
11. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время? ________________________
12. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами? ____________________
13. Какие способы поощрения характерны для Вашей семьи?_____________________
_________________________________________________________________________
Состояние здоровья ребенка
1.Медицинский страховой полис (номер, дата выдачи, страховая компания)
_________________________________________________________________________
2. Какие инфекционные заболевания перенес Ваш ребенок /ветрянка, краснуха и т.д./?
__________________________________________________________________________
3. Ребенок привит или нет? __________________________________________________
4. Бывают ли реакции на прививки? ___________________________________________
5. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)? ________________________________________________________________
6. Какие особенности состояния здоровья Вашего ребенка Вы хотели бы отметить?
__________________________________________________________________________
Навыки и умения ребенка при поступлении в ДОУ
1. К моменту поступления в ДОУ ребенок умеет самостоятельно (подчеркнуть):
Правильно держать ложку Есть самостоятельно
Одеваться / Раздеваться Обувать / Снимать обувь
Проситься в туалет Пользоваться носовым платком
Особенности Вашего ребенка
1. Левша / Правша
2. Другое__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ВОСПИТАННИКА
МБДОУ № 44 «СВЕТЛЯЧОК» Группа № ____
1. Ф. И. О. ребенка _________________________________________________________
2. Дата рождения ___________________________________________________________
3. Домашний адрес_________________________________________________________
4. Родители:
Мать Ф. И. О______________________________________________________________
Возраст ______ Мобильный телефон ________________________________________
Электронная почта__________________________________________________________
Образование ( среднее , среднее / специальное , неполное / высшее , высшее)
Место работы /телефон______________________________________________________
Кем работает в настоящее время _____________________________________________
Отец Ф. И. О_______________________________________________________________
Возраст ______ Мобильный телефон _________________________________________
Электронная почта__________________________________________________________
Образование ( среднее , среднее/специальное , неполное / высшее , высшее )
Место работы / телефон______________________________________________________
Кем работает в настоящее время____________________________________________
5. Количество детей в семье
(один / двое / трое и больше)
6. Статус семьи
многодетные / матери-одиночки малообеспеченные / остронуждающиеся
7. Социальная характеристика семьи
до 30 лет / 30-40лет / 40-45лет / неполные ( развод / вдова(ец) / матери-одиночки )
8. Кто еще живет с ребенком и принимает участие в его жизни __________________________________________________________________________
9. Жилищно – бытовые условия:
• Свой дом / Квартира / Комната в квартире / Комната в общежитии
• Наличие у ребенка своего места ( отдельная комната / уголок в комнате )
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в нашу группу.
Для знакомства с вашим ребенком и более успешной работы воспитателей,
просим вас ответить на следующие вопросы:
1. Ф. И. О. ребенка ________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________
2. Свидетельство о рождении (номер, дата выдачи)
__________________________________________________________________________
3. Домашний адрес_________________________________________________________
Психологическое состояние ребенка
1. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? ________________________
2. Как относится ребенок к детскому саду (нужное подчеркнуть)?
• Положительно • негативно • безразлично.
3. Какие любимые игры и занятия есть у вашего ребенка?
__________________________________________________________________________
4. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми / взрослыми)? _______________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть :
• Часто беспокоен и возбужден • Часто вял, апатичен, пассивен
• Не организован, разболтан, не собран • Часто без повода раздражается
• Легко выходит из себя из-за неудач и замечаний • Не в меру плаксив
6. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье
• Благополучные • Неблагополучные • Ровные • Сложные (напряженные)
7. Конфликтует ли ребенок? Со сверстниками / Со взрослыми
Укажите причины конфликтов ____________________________________________
8. В какое время засыпает ребенок вечером?____________________________________
9. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании? Да / Нет
10. Как Ваш ребенок спит?
• Спит крепко / беспокойно
• Легко засыпает / с трудом засыпает
11. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время? ________________________
_________________________________________________________________________
12. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами? ____________________
13. Какие способы поощрения характерны для Вашей семьи?_____________________
_________________________________________________________________________
Состояние здоровья ребенка
1.Медицинский страховой полис (номер, дата выдачи, страховая компания)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Группа здоровья_________________________________________________________
3. Какие инфекционные заболевания перенес Ваш ребенок /ветрянка, краснуха и т.д./?
__________________________________________________________________________
4. Ребенок привит или нет? __________________________________________________
5. Бывают ли реакции на прививки? ___________________________________________
6. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)? ________________________________________________________________
7. Какие особенности состояния здоровья Вашего ребенка Вы хотели бы отметить?
__________________________________________________________________________
Навыки и умения ребенка при поступлении в ДОУ
1.Особенность вашего ребенка – левша / правша
2. К моменту поступления в ДОУ ребенок умеет самостоятельно (подчеркнуть)
Правильно держать ложку / Есть самостоятельно /Одеваться / Раздеваться
Надевать / Снимать обувь / Проситься в туалет / Пользоваться носовым платком
3. На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели бы еще обратить внимание
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности
Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....
Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности
Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....
консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"
Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....
Адаптация детей к дошкольному учреждению
Краткие рекомендации для родителей в момент адаптации ребёнка к дошкольному учреждению....
Консультация для педагогов «Адаптация детей к дошкольному учреждению»
Что такое Адаптпция. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. Условия успешной адаптации....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»
Повестка дня 1. Выбор родительского комитета на учебный год. 2. Информация о МДОУ (воспитателя Воронцовой П.П.) 3. Результаты адаптации. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Навыки самообслу...