Адаптация детей к дошкольному учреждению
консультация (младшая группа)

Кочкалова Екатерина Павловна

Материалы по адаптации детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №44 «Светлячок»

г.Мытищи

«Наш ребёнок

поступает в детский сад!»

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=520851541-39-72&n=21

          Я встану, маму разбужу.

Надену сам штанишки.

Умоюсь сам. И чай попью,

И не забуду книжку.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=516451181-59-72&n=21

Меня работа уже ждет.

Я должен потрудиться!

Покушать кашку, погулять,

Поспать, повеселиться!

Я на работе целый день

Пою, леплю, танцую.

Потом попью, опять поем

И букву нарисую.

А если спросите меня,

Отвечу очень громко:

«Я в садике, я в садике

Работаю ребенком!»

   Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома...
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.

С чего начать при поступлении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение? 
- целесообразно, примерно за месяц до того, как ребёнок начнёт посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним;
- подробно рассказать ребёнку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нём;
- вести себя так, чтобы ребёнок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
- и, наконец, не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день и  предстоящие перемены в жизни ребёнка. 
Обратите внимание на режим ребёнка- он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. 
Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа (уложить до этого всех кукол, медвежат, зайцев и т.д. спать). 
Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном. 

Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. О детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад. 
Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. 
Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.
Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания.
Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=454119060-37-72&n=21

Последите, как ребенок играет с другими детьми. Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=161834729-16-72&n=21

Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=550587334-64-72&n=21

Итак, причинами тяжёлой адаптации к детскому саду могут быть:


1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек; 
3. Неумение занять себя игрушкой;
4. Не сформированность культурно-гигиенических навыков;
5. Отсутствие у ребёнка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми;
6. Кризисный период развития.

В 3 года адаптация к новым условиям протекает более тяжело и длительно.
7. Наличие отклонений в здоровье (со стороны неврологических и соматических статусов).

Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью. Но и не забывайте, что детский сад - важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=430860007-08-72&n=21



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА  РОДИТЕЛЯМ

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА.

Что нужно сделать:

-отправляйте ребенка в ДОУ только здоровым;

-обучайте ребенка дома всем необходимым  навыкам самообслуживания;

-подчеркивайте, что Ваш ребенок Вам, как и прежде необходим.

-первое время давайте ребенку из дома  в сад любимую игрушку.

-проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к ДОУ;

Как вести себя с ребенком:

-поддерживайте у ребенка его новый статус (он стал большим);

- в первые дни, не оставлять ребенка в детском саду на длительные время;

-поддерживайте положительный климат в семье;

-следует снизить нервно-психическую нагрузку, прощайте мелкие капризы;

-сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребенка, специфике режимных моментов.

-при выраженных невротических реакциях посещайте детский сад по несколько часов и в присутствии мамы.

Как не надо:

-отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

-не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

-препятствовать контактам с другими детьми;http://aphrodite.ua/img/cms/Aphrodite%20kit/baby%20plach.jpg

-увеличивать нагрузку на нервную систему; 

-одевать ребенка не по сезону;

-конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.

Не верить в мифы:

-адаптация в детском саду происходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у нас будет тоже самое.

-дети в детском саду все время болеют.

- у ребенка, который ходит в детский сад, портится характер, он становится просто не выносимым.



Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ   РОДИТЕЛИ!

Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в нашу группу.

Для знакомства с вашим ребенком и более успешной работы воспитателей,

просим вас ответить на следующие вопросы:

1. Ф. И. О. ребенка ________________________________________________________

     Дата рождения _________________________________________________________

2. Мать Ф. И. О    __________________________________________________________

                        телефон______________________________________________________

3. Отец Ф. И. О    __________________________________________________________

                        телефон______________________________________________________

4. Домашний адрес_________________________________________________________

    Домашний телефон /если есть/ _____________________________________________

Психологическое состояние ребенка

1. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? ________________________

2. Какие любимые игры и занятия есть у вашего ребенка?

__________________________________________________________________________

3. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми / взрослыми)? _______________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть :

      • Часто беспокоен и возбужден          • Часто вял, апатичен, пассивен

      • Много беспокоится по поводу своих успехов и неудач на занятиях в детском саду

      • Не организован, разболтан, не собран       • Часто без повода раздражается

      • Легко выходит из себя из-за неудач и замечаний         • Не в меру плаксив

5. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье  

          • Благополучные  • Неблагополучные  • Ровные  • Сложные (напряженные)

6. Конфликтует ли ребенок?    Со сверстниками  /  Со взрослыми

    Укажите причины конфликтов ____________________________________________

7. В какое время засыпает ребенок вечером?____________________________________

8. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании?     Да / Нет

9. Как Ваш ребенок спит?

               • Спит крепко / беспокойно         • Легко засыпает / с трудом засыпает

10. Где, кроме детского сада, бывает Ваш ребенок, как вы любите проводить с ним свободное время, выходные дни? ____________________________________________

11. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время? ________________________

12. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами? ____________________

13. Какие способы поощрения характерны для Вашей семьи?_____________________

_________________________________________________________________________

Состояние здоровья ребенка

1.Медицинский страховой полис (номер, дата выдачи, страховая компания)

_________________________________________________________________________

2. Какие инфекционные заболевания перенес Ваш ребенок /ветрянка, краснуха и т.д./?

__________________________________________________________________________

3. Ребенок привит или нет? __________________________________________________

4. Бывают ли реакции на прививки? ___________________________________________

5. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)? ________________________________________________________________

6. Какие особенности состояния здоровья Вашего ребенка Вы хотели бы отметить?

__________________________________________________________________________

Навыки и умения ребенка при поступлении в ДОУ

1. К моменту поступления в ДОУ ребенок умеет самостоятельно (подчеркнуть):

              Правильно держать ложку             Есть самостоятельно

              Одеваться / Раздеваться                  Обувать / Снимать обувь

              Проситься в туалет                          Пользоваться носовым платком

Особенности  Вашего  ребенка

1. Левша / Правша

2.  Другое__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ   ПАСПОРТ   ВОСПИТАННИКА

МБДОУ № 44 «СВЕТЛЯЧОК»                                                   Группа № ____

1. Ф. И. О. ребенка _________________________________________________________

2. Дата рождения ___________________________________________________________

3. Домашний адрес_________________________________________________________

4. Родители:

Мать Ф. И. О______________________________________________________________

Возраст ______     Мобильный телефон ________________________________________

Электронная почта__________________________________________________________

Образование ( среднее , среднее / специальное , неполное / высшее , высшее)

Место работы /телефон______________________________________________________

Кем работает  в настоящее время _____________________________________________

Отец Ф. И. О_______________________________________________________________

Возраст ______    Мобильный телефон _________________________________________

Электронная почта__________________________________________________________

Образование ( среднее , среднее/специальное , неполное / высшее , высшее )

Место работы / телефон______________________________________________________

Кем работает в настоящее время____________________________________________

5. Количество детей в семье

    (один / двое / трое и больше)

6. Статус семьи 

   многодетные  / матери-одиночки          малообеспеченные  / остронуждающиеся

7. Социальная характеристика семьи 

до 30 лет  /  30-40лет  / 40-45лет  /  неполные ( развод  / вдова(ец)  / матери-одиночки )

8. Кто еще живет с ребенком и принимает участие в его жизни __________________________________________________________________________

9. Жилищно – бытовые условия:

• Свой дом  /  Квартира  /  Комната в квартире  /   Комната в общежитии  

• Наличие у ребенка своего места ( отдельная комната  /   уголок в комнате )

УВАЖАЕМЫЕ   РОДИТЕЛИ!

Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в нашу группу.

Для знакомства с вашим ребенком и более успешной работы воспитателей,

просим вас ответить на следующие вопросы:

1. Ф. И. О. ребенка ________________________________________________________

     Дата рождения _________________________________________________________

2. Свидетельство о рождении (номер, дата выдачи)

__________________________________________________________________________

3. Домашний адрес_________________________________________________________

   

Психологическое состояние ребенка

1. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? ________________________

2. Как относится ребенок к детскому саду (нужное подчеркнуть)?

            • Положительно  • негативно  • безразлично.

3. Какие любимые игры и занятия есть у вашего ребенка?

__________________________________________________________________________

4. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми / взрослыми)? _______________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть :

      • Часто беспокоен и возбужден          • Часто вял, апатичен, пассивен

      • Не организован, разболтан, не собран       • Часто без повода раздражается

      • Легко выходит из себя из-за неудач и замечаний         • Не в меру плаксив

6. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье  

          • Благополучные  • Неблагополучные  • Ровные  • Сложные (напряженные)

7. Конфликтует ли ребенок?    Со сверстниками  /  Со взрослыми

    Укажите причины конфликтов ____________________________________________

8. В какое время засыпает ребенок вечером?____________________________________

9. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании?     Да / Нет

10. Как Ваш ребенок спит?

                         • Спит крепко / беспокойно  

                         • Легко засыпает / с трудом засыпает

11. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время? ________________________

_________________________________________________________________________

12. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами? ____________________

13. Какие способы поощрения характерны для Вашей семьи?_____________________

_________________________________________________________________________

Состояние здоровья ребенка

1.Медицинский страховой полис (номер, дата выдачи, страховая компания)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Группа здоровья_________________________________________________________

3. Какие инфекционные заболевания перенес Ваш ребенок /ветрянка, краснуха и т.д./?

__________________________________________________________________________

4. Ребенок привит или нет? __________________________________________________

5. Бывают ли реакции на прививки? ___________________________________________

6. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)? ________________________________________________________________

7. Какие особенности состояния здоровья Вашего ребенка Вы хотели бы отметить?

__________________________________________________________________________

Навыки и умения ребенка при поступлении в ДОУ

1.Особенность вашего ребенка – левша / правша

2. К моменту поступления в ДОУ ребенок умеет самостоятельно (подчеркнуть)

Правильно держать ложку / Есть самостоятельно /Одеваться / Раздеваться  

Надевать / Снимать обувь / Проситься в туалет / Пользоваться носовым платком

3. На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели бы еще обратить внимание

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....

Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....

консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"

Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....

Адаптация детей к дошкольному учреждению

Краткие рекомендации для родителей в момент адаптации ребёнка к дошкольному учреждению....

Консультация для педагогов «Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Что такое Адаптпция.  Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. Условия успешной адаптации....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Повестка дня 1. Выбор родительского комитета на учебный год. 2. Информация о МДОУ (воспитателя Воронцовой П.П.) 3. Результаты адаптации. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Навыки самообслу...