Консультация для родителей "Забавные опыты для детей в домашних условиях"
консультация
Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте! Хочу предложить вам несколько интересных и весёлых экспериментов, которые вы можете провести дома с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Забавные опыты для детей
в домашних условиях
Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте! Хочу предложить вам несколько интересных и весёлых экспериментов, которые вы можете провести дома с детьми.
Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью
показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о
них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?
Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать,
скоро состаришься». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать
очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется
пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для
этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и
конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о
свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный
экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно
ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте.
Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1 Установите цель эксперимента ( для чего мы проводим опыт)
2 Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3 Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4 Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5 Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего
ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста
Прыгающее яйцо.
Нам понадобится: уксус, яйцо, чашка, ложка. Положите яйцо в уксус на 2-3 дня. Вы заметите, что скорлупа полностью растворится. Яйцо стало упругим, похожим на резиновое, можете попробовать бросить его с небольшой высоты, и оно не разобьётся)
Волшебные чернила.
Нам понадобится: лимон, вода, зубочистка, тарелка, белая бумага, лампа. Смешаем лимонный сок с водой, затем макаем туда зубочистку и пишем послание на бумаге. Сначала будет ничего не видно. Нам нужно нагреть под лампой (или в микроволновке) лист бумаги, и мы увидим, как волшебные чернила темнеют и их становится видно.
Съедобные молекулы. Нам понадобится: зубочистки, ягоды (любые, на ваш вкус). Соединяем зубочистки и ягоды, чтобы получились молекулы, потом наслаждаемся с ребёнком химической вкуснятиной)
Лавовая лампа.
Нам понадобится: бутылка, вода, масло, таблетка алко-зельцер (или другая шипучка, пищевой краситель. Заполните 3/4 бутылки маслом, остальное водой (воду предварительно раскрасить красителем). Плотно закроем бутылку и подождём пока образуется 2 отдельных слоя (вода и масло). Поломайте таблетку на маленькие кусочки и бросьте их в бутылку. Наблюдайте за результатом.
Делаем свечи. Нам понадобится: свеча из воска, восковые мелки, толстая нитка, кастрюля, стакан, кухонная плита. Нам нужно расплавить мелки и свечу в кастрюле на небольшом огне. Перемешаем, чтобы получился красивый узор. Вставляем в стаканчик нитку и заливаем воск. Если стакан бумажный, то можно проделать отверстие на дне и закрепить таким образом нитку (снизу скотчем или клейкой лентой). Если стакан стеклянный, то чтобы закрепить нить, нужно привязать её к палочке, которую мы положим сверху стакана, чтобы нить держалась ровно, пока мы заливаем в стакан наш воск (или сделать как показано на фото). Ждём пока воск затвердеет и свеча готова!
Цветное молоко. Нам понадобится: молоко жирное, средство для мытья посуды, пищевые красители (несколько цветов, тарелка. Нальём молоко в тарелку, затем капаем в молоко краситель (капли должны быть рядом друг с другом). Добавляем средство для посуды и смотрим как краски начинают двигаться. Для ребёнка это будет очень увлекательным зрелищем!
Зыбучие пески. Нам понадобится: кукурузный крахмал и вода. Смешиваем ингредиенты до консистенции мёда. Отдаём ребенку и пусть он пробуем засунуть туда руки, двигать ими по кругу сначала быстро, затем медленно, пусть он почувствует разницу — как реагирует эта масса на скорость движения руками.
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из
пластика.
Ход: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку
красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он
содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные
часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что
помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Ход: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку
водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно
подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла
и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это
позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог
своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и
хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось
большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3
часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и
предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот
молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с
их собственным участием.
«Жареный» сахар
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями
воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и
нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не
пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в
желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими
каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда
открывайте кондитерскую фабрику!
«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой.
Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не
верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один
утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть
много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.
Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
«Живые дрожжи»
Известная русская пословица гласит: "Изба красна не углами, а пирогами".
Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что
дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно
взяться и за пироги. Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных
живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы
бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют
углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, "поднимает"
тесто, делает его пышным и вкусным. Сухие дрожжи похожи на маленькие
безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы
крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Давайте их
оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее
две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.
Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный
шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Спросите у ребят, что
произойдет? Правильно, когда дрожжи оживут и начнут, есть сахар, смесь
наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они
начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.
«Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям. Купите два стаканчика
мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на
блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и
хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное
мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе
мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке,
почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник?
Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому
комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое
и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз
надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома
надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и
не мерзнет.
«Упорная воронка»
Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте
проверим!
Нам понадобятся:
- 2 воронки
- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру
- пластилин
- кувшин с водой
Ход: 1 Вставьте в каждую бутылку по воронке.
2 Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы
не осталось щели.
Начинаем научное волшебство! 1 Объявите зрителям: "У меня есть
волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку".
2 Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного
воды. Объясните зрителям: "Вот так ведет себя большинство воронок".
3 Поставьте на стол бутылку с пластилином.
4 Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.
Результат: Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она
прекратит течь совсем.
Объяснение: В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через
воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели
между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже
есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже
обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей
воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу
тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.
Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух
сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет
падать, и вода сможет течь в нее.
«Сортировка»
Как вы думаете, возможно, ли разделить перемешанные перец и соль? Если
освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
Нам понадобятся:
- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) соли
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
- ложка
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
- помощник
Ход: 1 Расстелите на столе бумажное полотенце.
2 Насыпьте на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство! 1 Предложите кому-нибудь из зрителей
стать вашим ассистентом.
2 Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику
попытаться отделить соль от перца.
3 Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь
посидеть и посмотреть.
4 Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
5 Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?
Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение: Это еще один пример действия статического электричества.
Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный
заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет
притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных
пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика.
Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает
положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика.
Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны
перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее
электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не
приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль
не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
«Гибкая вода»
В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли
перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество
действует на обыкновенную воду.
Нам понадобятся:
- водопроводный кран и раковина
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
Ход: Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к
водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.
Начинаем научное волшебство! 1 Объявите зрителям: "Сейчас вы увидите,
как мое волшебство будет управлять водой".
2 Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.
3 Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не
изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется
воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.
4 Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.
5 Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке
воды. Что будет происходить?
Результат: Струя воды отклонится в сторону шарика.
Объяснение: Электроны со свитера при трении переходят на шарик и
придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя
электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи,
которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает
положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой.
Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало,
и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды
коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в
воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому
струйка снова потечет ровно.
Экспериментируйте с детьми – это очень интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Опыты для детей в домашних условиях"
Отличный инструмент для познания окружающего мира - опыты. Они будут интересны как дошкольникам, так и младшим школьникам....
Консультация для родителей "Опыты с детьми в домашних условиях"
Как развлечь ребёнка дома и разбудить его любознательность? Ответ на эти вопросы вы найдёте в данной консультации...
Консультация для родителей "Опыты с водой в домашних условиях"
Материалы для родителей...
Консультация для родителей «Опыты для детей в домашних условиях».
https://yandex.ru/efir?stream_id=4ec54c1dff1664fcb5ae78e38430b14c&from_block=logo_partner_player...
Консультация для родителей «Опыты и эксперименты в домашних условиях»
Консультация для родителей «Опыты и эксперименты в домашних условиях»...
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в домашних условиях"
Консультация для родителей с детьми 4-5 лет "Опыты и эксеременты с детьми в домашних условиях"...
Консультация для родителей «Опыты с водой в домашних условиях»
Все дети любят экспериментировать. Эксперименты, в том числе опыты с водой, — легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками и отличный вид семейного досуга....