Презентация " Методика обучения счету "
презентация
Для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_schyotu_i_osnovam_matematiki_detey_doshkolnogo.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Очень рано в речи детей появляются первые числительные. Конечно, это ещё стихийно используемый приём. В 2-3 года дети переходят к усвоению последовательности чисел в ограниченном отрезке натурального ряда. Это числа 1,2,3. Как правило, счёт начинается со слова «раз». Заученная ребёнком цепочка слов-числительных нарушается, если вдруг взрослый исправляет ошибку и предлагает начать счёт со слова «один». Иногда ребёнок воспринимает первые 2-3 числительные как единое целое и относит к одному предмету: раздватри .
Под влиянием обучения дети запоминают всё большее количество чисел. Усвоив числа первого десятка, дети легко переходят ко второму десятку, а дальше считают так: «Двадцать десять, двадцать одиннадцать…». Но если ребёнка поправить и назвать после 29 — тридцать, то стереотип восстанавливается и ребёнок правильно считает до очередной остановки. Однако , сформированный у детей слуховой образ натурального ряда чисел не свидетельствует об усвоении ими навыков счёта. Формирование представлений о количестве во второй младшей группе ограничено дочисловым периодом.
Выделение отдельных предметов из групп и объединение предметов в группы Дети должны понять, что каждая группа состоит из отдельных предметов, научиться выделять из группы один. Воспитатель вносит поднос с уточками, радостно восклицает: «Вот сколько уточек! Много вот, вот, вот. А теперь все дети возьмут по уточке, и Серёжа, и Оля. Все дети взяли по уточке, не осталось ни одной» Основные условия: 1.Количество игрушек должно соответствовать количеству детей. 2.Воспитатель побуждает употреблять слова — много, один, по одному , ни одного.
Обучение счёту в средней группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает счёт в пределах 5 Обучение количественному счёту ведётся в два этапа: - на основе сравнения численностей 2 групп предметов детям раскрывается цель счётной деятельности (найти итоговое число). Их учат развивать группы предметов в 1, 2, и 3 предмета и называть итоговое число на основе счёта воспитателя. - обучение счётным операциям. Сравнивая две группы предметов, равных или неравных по количеству, воспитатель показывает образование каждого следующего числа
Счётные операции 1.Называние числительных по порядку; 2.Соотнесение каждого числительного с помощью жеста рукой; 3.Называние итогового числа в сочетании с круговым жестом; 4.«Именование » итогового числа (всего 3 матрёшки ).
Навыки счёта - считать правой рукой; - направление счёта слева направо . Ошибки детей в процессе счёта: - счёт со слова «раз», а не «один»; - называние числительных вместе с существительным в процессе счёта; - неверно согласуется числительное «один» с существительным; - итоговое число не именуется (1,2,3 — всего 3); - не называется итоговое число (1,2,3 — всего вместе грибки) 4 - не соблюдается направление счёта.
Последовательность усложнения счётных действий в дошкольном возрасте: - счёт вслух, дотрагиваясь до предмета рукой; - счёт вслух с помощью указки; - счёт вслух на расстоянии; - счёт шёпотом; - счёт «про себя», мысленно. Обучение счёту предметов Отсчёт предполагает отбор указанного количества предметов из большего .
Алгоритм счёта - запомнить число предметов, которые нужно отсчитать; - предметы брать молча и только тогда, когда предметы поставлены , называть число; - для проверки выполнения задания пересчитать предмет. Ошибки детей при отсчёте: - считают не предметы, а свои действия (взял игрушку — один , поставил — два), - работают и правой и левой рукой.
Варианты заданий - отсчёт по образцу. Воспитатель предлагает посчитать игрушки на столе и отложить у себя столько же кружочков; - отсчёт по названному числу: найди двух уточек, отложи три грибка; - отсчёт предметов в сочетании с заданиями на пространственную ориентировку: отложи 4 круга и положи их на нижнюю полоску, 4 уточки на стол.
Используются следующие игры: « Угости мишек чаем» В гости к детям приходят медвежата, заранее готовится угощение, чашки, блюдца. После того, как гости усядутся за стол, детям предлагается принести столько чашек, сколько гостей, отсчитать столько же блюдец и т.д. «Оденем куклу на прогулку» Та же обучающая задача вовлекается в другой сюжет: дети готовятся на прогулку, собираются взять с собой кукол. Но их необходимо одеть по сезону: из большего количества пальто, шапок, шарфов, рукавичек необходимо взять соответствующее количеству кукол.
Показ независимости числа от признаков предметов Важно обратить внимание детей на то, что число предметов не зависит от их размера, формы расположения, занимаемой площади. Детей приучают пользоваться разными приёмами практического сопоставления наложение, приложение, составление пар, применение эквивалентов (заместителей предметов). Эквиваленты применяют тогда, когда другие известные способы употребить невозможно. Например, чтобы убедиться, что на обеих карточках нарисовано одинаковое количество предметов, нужно взять кружки и наложить на рисунки другой карточки.
Этапы счетной деятельности Счет — это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества .
Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие. Многочисленные исследования педагогов и психологов (А. М. Леушина , Г. С. Костюк, В. В. Данилова и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов.
Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее.
А . М. Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше — меньше — поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые .
Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа — ознакомление со структурой множества. Основные способы — выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один . Второй этап также дочисловой , однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике. Цель — научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.
Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель — ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности — сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по четыре и т. д.). Результат — итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат — число. Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Результат — понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего .
Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. Результат — подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается. Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения: некоторого числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения .
Это надо помнить В настоящее время среди теоретиков и практиков дошкольного образования более принятыми являются взгляды на то, что: *математику нужно всячески «увеселять », чтобы ребенок « не устал от математики», *что каждые 5–10 мин занятия от математики надо « отдыхать», т.к. дети испытывают большое умственное напряжение, * не следует заставлять детей сидеть на занятии смирно, статичная поза утомляет ребенка.
с пасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того...
Консультация для родителей "Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Консультация для родителей...
Методика обучения счету детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Методика обучения счету детей дошкольного возраста через игровую деятельностьМхце Т.М.Воспитатель ГБДОУ детский сад №10 В совреме...
Методика обучения счету
Методика обучения счету по Николаю Александровичу Зайцеву.На интерактивной доске Jamboard....
Методика обучению счету детей дошкольного возраста Б.П.Никитина
методика обучения счету детей дошкольного возраста Б.П.Никитина .Лучший способ усваивания новой информации, как считал Никитин, это рассказ о чем-то, демонстрация и возможность потрогать и опробо...
Методика обучения счету по палочкам Кюизинера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал к...
Методика обучения счету по палочкам Кюизинера
Палочки Кюизенера...