Консультация для родителей на тему «Адаптация в детском саду».
консультация (младшая группа)
Консультация для оказания помощи родителям при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx | 741.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Консультация для родителей
на тему «Адаптация в детском саду».
Подготовила:
Гилаева Миляуша Ильгизовна,
воспитатель
2022-2023 учебный год
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Адаптация бывает разной степени:
Лёгкая. Поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает спокойное устойчивое эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами.
Средняя. Сон и аппетит восстанавливаются через 30-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого, может проявлять познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжёлая. Приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка
преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); негативное эмоциональное состояние (плач, крик); либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).
В особо тяжёлых случаях появляются невротические реакции, «вредные привычки» (сосание пальцев, грызение ногтей, выдёргивание ресниц или волос и др.), энурез.
заикания, появление страхов.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ:
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6.Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
Что же дает посещение детского сада ребенку?
Прежде всего - возможность общения. И в первую очередь общения со сверстниками. Поскольку, начиная с трехлетнего возраста, ребенок нуждается в общении с другими детьми. А опыт общения с воспитателями поможет ему в дальнейшем избегать трудностей в общении с учителями. Ребенок узнает, что, помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться. В детском саду дети более четко усваивают, что есть определенные правила «человеческого общежития» и учатся соблюдать их. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и
физического развития. С ним проводятся специальные занятия, которые действительно способствуют развитию ребенка. К тому же на этих занятиях ребенку очень интересно.
Одним из несомненных плюсов посещения детского сада является приобретение самостоятельности. Приучение к ежедневной зарядке, чистке зубов, уборке своей кроватки и наведению порядка после игры — посильная помощь не только маме, но и себе самому. Немаловажны и приобретаемые ребенком навыки самостоятельного одевания и раздевания, которые прививаются буквально через четыре месяца пребывания
в детском саду.
Что не рекомендуется делать в адаптационный период?
- Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
- Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
- Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
- Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
- Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
- Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
- Приводить больного ребёнка в детский сад.
- «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду.
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в «Детский сад».
Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий: «Дети собираются на прогулку». «Дети обедают». «Дети приходят в детский сад». «Дети готовятся к дневному сну». «Дети на прогулке». Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
.Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо».
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
- играть с игрушками в детском саду;
- плакать утром;
- дружить с другими детками;
- стесняться попроситься в туалет;
- самостоятельно кушать суп;
- мешать деткам спать во время дневного сна;
- делать утром зарядку и т.д.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребѐнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребѐнка на несколько часов; А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его до обеда, когда на дневной сон, а потом уже и на целый день.
Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.
Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада.
Уважаемые родители! Желаем Вам терпения, а вашим деткам быстрее преодолеть этот период!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: "Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?".
Подготовка ребенка к детскому саду, как ускорить привыканиеКажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а...
Консультация для родителей на тему: "Адаптация в детском саду".
Ребенку пора в детский сад. Родители задаются вопросами: сколько продлится адаптация в детском саду? Как приучить ребенка к новому режиму дня? Почему в саду так часто дети болеют и каким детям подойде...
Консультация для родителей: на тему " Адаптация к детскому саду".
Материал для родителей....
Консультация для родителей на тему: Адаптация к детскому саду «миф или реальность».
Уровни и время адаптации у ребенка.1. Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель2. Средняя – от четырех до шести недель.3. Тяжелая (долговременная) более шести недель, может прод...
Консультация для родителей на тему: адаптация в детском саду
Памятка для родителей. Советы как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ....
Консультация для родителей на тему: «АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин
Консультация для родителей на тему: «АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин...
Консультация для родителей ДОУ Тема: Адаптация к детскому саду.
Консультация для родителей ДОУ....