«Как научить ребёнка пересказывать короткие рассказы?».
консультация

Тараненко Екатерина Валерьевна

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка»

Консультация учителя – логопеда для родителей на тему:

«Как научить ребёнка пересказывать короткие рассказы?».

Подготовила:

 учитель - логопед Тараненко Е.В.

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.
 До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное. 
При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
Короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
 Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли. 
1. Ответить на вопросы: 
Какое было время года? 
Что пускал по воде Саша? 
Что загудело в воздухе? 
Что Саша спутал с птицей?
2. Подобрать определения к словам: 
весна (ранняя, поздняя, теплая); 
самолет (большой, красивый, серебристый); 
лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
3. Объяснить значение сложного слова самолет. 
Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.
Зима.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках. 
1. Ответить на вопросы: 
Какое наступило время года? 
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?
2. Объяснить значение словосочетаний:
деревья голые; 
кругом снег лежит; 
звери спрятались в норы.
3. Подобрать эпитеты к словам:
снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий; 
коньки (какие?) - железные, острые, детские, блестящие;
лыжи (какие?) — желтые, деревянные, детские, короткие.
4. Повторить, кто где живет:
медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.
Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.
Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
 
1. Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега? 
Сколько они сделали комков? 
Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки?
Что сделали потом?
Что надели бабе на голову?
2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).
Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» 
1. Ответить на вопросы: 
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)
Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.)
2. Пересказать близко к тексту.
Медведь.
У медведя теплая мохнатая шуба. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу. 
1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
2. Составить рассказ-описание медведя.
3. Вспомнить загадки про лесных зверей
Ёж.
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. 
1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
2. Ответить на вопросы: 
Кто жил в лесу?
Куда приходил еж ночью? 
Что он делал с яблоками? 
Куда он относил яблоки? 
Что еж заготавливал на зиму?
Дружок.
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку. 
1. Объяснить значение словосочетаний: 
стадо овец, отбил овечку.
2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:
Стадо пас ... (пастух). 
Во дворе залаяла ... (собака). 
Стадо пасли ... (пастухи). 
Во дворе залаяли ... (собаки). 
Утром громко пропел ... (петух). 
Рано утром пропели ... (петухи).
3. Подобрать названия предметов к названиям действия.
Дружок погнался (за кем?) --за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т.д.
Львы.
Живут львы парами - лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые. 
1. Ответить на вопросы:
Где живут львы?
Как называются их детеныши? 
На кого похожи львята?
2. Сравнить тигра и льва: 
чем отличаются и чем похожи?
3. Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребёнка пересказывать короткие рассказики

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗИКИ.Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и ...

Учим ребёнка пересказывать короткие истории

Эти короткие рассказы помогут легко научить ребёнка пересказывать тексты....

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗИКИ.

В статье рассказывается как научить ребенка пересказывать маленькие рассказики. тем самым развиваем у ребенка связную речь....

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ ИСТОРИИ

Специально подобранные короткие рассказы научат ребёнка легко пересказывать тексты....

Консультация для родителей «Научите ребенка пересказывать короткие рассказы»

Mнoгие забoтливые рoдители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских расс...

Консультация для родителей «Научите ребенка пересказывать короткие рассказы»

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов н...

Как научить ребёнка пересказывать короткие рассказы

Как научить ребёнка пересказывать ...