Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие логического мышления»
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры и упражнения на развитие логического мышления»
К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.
Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.
Примеры игр на развитие мышления дошкольников.
1) «Собери большую семью»
Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед ребёнком раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»
2) «Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед ребёнком раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
3) «Найди маму малышу»
Перед ребёнком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
4) «Назови одним словом»
Перед ребёнком раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
5) «Волшебный мешочек»
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, ребёнку предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
6) «Собери друзей»
Ребёнку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
7) «Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребёнку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребёнок составляет рассказ по картинкам.
8) «Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите ребёнку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает и чем похожи картинки, которые он оставили.
9) «Чередование»
Предложите ребёнку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.
10) «Найди лишнее слово»
Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит лишнее слово, можно также предложить малышу объяснить, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.
11) «Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
12) «Профессии»
Взрослый показывает ребёнку картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.
13) «Скажи мне наоборот»
Предложите ребёнку игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
14) «Угадай»
Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать ребёнку конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
15) «Отгадывание загадок»
Предложите малышу отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.
16) «Перелётные и зимующие птицы»
Перед ребёнком раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жаворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.
17) «Летает, плавает, ползает»
Взрослый даёт малышу картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)
18) «Найди похожее»
Ребёнку предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
19) «Домашние и дикие животные»
Перед ребёнком раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
20) «Наша любимая зима и любимое лето»
Взрослый на столе перед дошкольником раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Малышу нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника
В предлагаемой брошюре предлагаются игры и упражнения направленные на развитие мышления старшего дошкольника. Рекомендована родителям для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Игры и упражнения на развитие логического мышления
Материал предложен для детей старшего дошкольного возраста, на развитие логического мышления....
игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста
Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольников»
В данной консультации представлены игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления детей....
Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие логического мышления"
Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он дол...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Развитию логического мышления необходимо уделять должное внимание. Нужно научить детей пользоваться логическим мышлением и воображением. Ведь это пригодится в жизни! Для эффективного развития логическ...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...